Дата публикации: 31.10.2024

Проблемы и перспективы дистанционной занятости в условиях цифровизации

Аннотация

Цель данной статьи — выявление проблем и перспектив дистанционной занятости в условиях цифровизации, а также исследование опыта ее внедрения. Выявлены преимущества и недостатки дистанционной занятости; дистанционная работа представлена как одна из основных тенденций развития рынка труда, предложены рекомендации, направленные на эффективное использование труда удаленных работников.




В настоящее время цифровизация экономики затронула все сферы деятельности, а социальные риски значительно возросли. Появление и распространение цифровых технологий привели к значительным изменениям в существующих экономических системах, которые воспринимаются обществом как положительно, так и негативно. Не остался в стороне и рынок труда. В связи с этим исследование опыта внедрения дистанционной занятости в российских компаниях представляется особенно актуальным. Важность исследования подтверждается действующим с 1 января 2021 г. Федеральным законом № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях», введением в Трудовой кодекс РФ главы, посвященной дистанционным работникам, а также Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», принятой с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.

Понятие «цифровизация» означает внедрение во все сферы жизни общества (в том числе и в экономическую) цифровых технологий, потоков передачи данных, новых каналов удаленной коммуникации, а также цифровых передающих устройств (компьютеров, планшетов, смартфонов, роботов и др.). Рынок занятости также не стал исключением: существенно изменились основные формы работы людей, так, появилась возможность вывести многие виды деятельности на дистанционную работу (новые методы управления человеческим капиталом). Развитию удалённой работы способствовало и стремление руководства защитить своих работников от заболевания Covid-19 в 2019–2021 гг. Переход на дистанционную работу в период пандемии показал, что в современных условиях дистанционно может выполняться гораздо большее количество видов работ, чем ожидалось.

При быстром развитии современных технологий расширилась и сфера дистанционной занятости. Сегодня дистанционно работают работники IT-сферы, педагоги, маркетологи, медицинские работники, диспетчеры и многие другие.

Как уже отмечалось, в целях повышения гибкости занятости и применения цифровых технологий в трудовых отношениях в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, регулирующие дистанционную работу, при этом уточнился понятийный аппарат.

 Дистанционная работа означает, что сотрудник использует для работы и общения с руководством сеть «Интернет» и выполняет свои обязанности не на территории работодателя (работает удаленно от непосредственного рабочего места в конкретной организации). Дистанционной работой можно считать выполнение работником определенных трудовых функций вне стационарного рабочего места, которое предоставляется работодателем.

Список литературы

1. Герчикова Т.Я. Развитие цифровых компетенций персонала / Т.Я. Герчикова, Н.И. Дегтярёв, В.В. Кириленко // Экономика труда. 2021. Т. 8. № 6. С. 585–600.
2. Инновационные экономические и управленческие технологии в современных условиях : монография / Н.В. Автионова, Р.М. Байгулов, Т.А. Борисовская [и др.]. Москва : Юрист, 2022. 192 с.
3. Панов А.М. Неустойчивая занятость: концептуальные понятия и критерии оценки / А.М. Панов // Вопросы территориального развития. 2019. № 3 (33). С. 3–11.
4. Урманцева А. Цифровая экономика: как специалисты понимают этот термин / А. Урманцева // РИА Новости. 2017. 16 июня.
5. Шацкая И.В. Развитие государственной системы управления трудовыми ресурсами на современном этапе / И.В. Шацкая // Экономика труда. 2019. Т. 4. № 3. С. 173–182.

Остальные статьи