Проблемы и перспективы дистанционной занятости в условиях цифровизации
Аннотация
Цель данной статьи — выявление проблем и перспектив дистанционной занятости в условиях цифровизации, а также исследование опыта ее внедрения. Выявлены преимущества и недостатки дистанционной занятости; дистанционная работа представлена как одна из основных тенденций развития рынка труда, предложены рекомендации, направленные на эффективное использование труда удаленных работников.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 11/2024 |
Страницы | 34-37 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-11-34-37 |
В настоящее время цифровизация экономики затронула все сферы деятельности, а социальные риски значительно возросли. Появление и распространение цифровых технологий привели к значительным изменениям в существующих экономических системах, которые воспринимаются обществом как положительно, так и негативно. Не остался в стороне и рынок труда. В связи с этим исследование опыта внедрения дистанционной занятости в российских компаниях представляется особенно актуальным. Важность исследования подтверждается действующим с 1 января 2021 г. Федеральным законом № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях», введением в Трудовой кодекс РФ главы, посвященной дистанционным работникам, а также Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», принятой с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.
Понятие «цифровизация» означает внедрение во все сферы жизни общества (в том числе и в экономическую) цифровых технологий, потоков передачи данных, новых каналов удаленной коммуникации, а также цифровых передающих устройств (компьютеров, планшетов, смартфонов, роботов и др.). Рынок занятости также не стал исключением: существенно изменились основные формы работы людей, так, появилась возможность вывести многие виды деятельности на дистанционную работу (новые методы управления человеческим капиталом). Развитию удалённой работы способствовало и стремление руководства защитить своих работников от заболевания Covid-19 в 2019–2021 гг. Переход на дистанционную работу в период пандемии показал, что в современных условиях дистанционно может выполняться гораздо большее количество видов работ, чем ожидалось.
При быстром развитии современных технологий расширилась и сфера дистанционной занятости. Сегодня дистанционно работают работники IT-сферы, педагоги, маркетологи, медицинские работники, диспетчеры и многие другие.
Как уже отмечалось, в целях повышения гибкости занятости и применения цифровых технологий в трудовых отношениях в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, регулирующие дистанционную работу, при этом уточнился понятийный аппарат.
Дистанционная работа означает, что сотрудник использует для работы и общения с руководством сеть «Интернет» и выполняет свои обязанности не на территории работодателя (работает удаленно от непосредственного рабочего места в конкретной организации). Дистанционной работой можно считать выполнение работником определенных трудовых функций вне стационарного рабочего места, которое предоставляется работодателем.