Конституционные поправки 2008 и 2020 годов: сравнительно-правовой анализ
Аннотация
Статья посвящена сравнительно-правовому анализу изменений, внесенных в Конституцию РФ 1993 г. Законами Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ. Особое внимание при этом уделено именно поправкам 2020 г. В работе обращено внимание на недостаточность законодательного обоснования применения надстроечных стадий в процедуре внесения изменений в Конституцию РФ в 2020 г., а также на проблему тождества или сходства до степени смешения наименования «общероссийское голосование» с таким наименованием формы волеизъявления народа, как «всенародное голосование» (референдум), что могло повлечь за собой введение в заблуждение граждан относительно той формы голосования, которая в действительности имела место быть. Кроме того, принятие данных поправок в особом порядке, отличном от конституционно предписывающего в таких случаях, ставит под сомнение легитимность последних.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 11/2024 |
Страницы | 3-7 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-11-3-7 |
2023 год ознаменовался 30-летием принятия Конституции РФ, что является хорошим поводом для осмысления ее значимости для страны. В этом смысле актуально сравнить практический и законодательный подходы к внесению изменений в Конституцию РФ в 2008 и 2020 гг.
Конституционно-правовая теория традиционно отделяет порядок внесения поправок и пересмотр конституции, что следует из главы 9 Основного Закона, который с точки зрения юридической техники также разделяет эти две процессуальные категории. Выбор зависит от того, какие главы конституции необходимо подвергнуть изменениям.
Если речь идет о внесении изменений в главы 3–8 Конституции РФ, за исключением ст. 65, регулирование такой процедуры будет осуществляться в порядке, установленном Федеральным законом от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ).
Что касается глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, регулирование такой процедуры будет осуществляться в порядке, установленном ст. 135 Конституции РФ, которая наделяет ключевой ролью в этом процессе Конституционное Собрание (закон о котором пока не принят), которое либо подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает проект новой конституции.
Разница между внесением поправок в текст конституции и ее пересмотром состоит в том, что последнее касается напрямую основ конституционного строя, т.е. подвергает изменению базовые принципы, на которых строится государство и общество, поэтому для этого предусмотрена, по сути, процедура целой реформы, правила проведения которой закреплены в ст. 135 Конституции РФ и представляют собой достаточно непростой процесс с целью недопустимости злоупотребления такой возможностью вторгнуться в саму природу основного закона. В этом, в том числе, заключается юридически выраженная функция Конституции РФ – охранительная, направленная на обеспечение стабильности основного закона.