Воспитание современного человека и профилактика правонарушений
Аннотация
Статья посвящена анализу позиций отечественных ученых по вопросам процесса воспитания современного человека и профилактики правонарушений в современный период, особенно со стороны судов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 11/2024 |
Страницы | 2-8 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2024-11-2-8 |
В связи с бурным развитием современного человеческого общества и трансформацией самого человека закономерно происходит столкновение различных мировоззрений, идеологий, пытающихся повлиять на процесс воспитания «человека будущего». После краха идей глобализма и либерализма, активно пропагандируемых коллективным Западом в эпоху «постмодерна», обострения социальных конфликтов и политических противоречий во всем мире, в условиях бурного развития искусственного интеллекта человечества все чаще со стороны отечественных философов, юристов и социологов стали звучать призывы обратить более пристальное внимание на фундаментальные, исторические ценности человеческой цивилизации, на необходимость разработки в эпоху «метамодерна» на основе равенства и взаимного уважения новой стратегии защиты справедливости, которая бы учитывала богатый опыт всего человечества.
Именно под этими лозунгами проходил 19 и 20 сентября 2024 г. в МГИМО МИД России 9-й Юридический форум стран БРИКС «Право на страже справедливости», на котором обсуждались проблемы переосмысления многих базовых конструкций построения новых общественных отношений, основанных на принципах равенства и справедливости, суверенитета государств, многополярности современного мира. Признана необходимость инвентаризации норм международного права, выработки общих механизмов, форм и гарантий достижения справедливости в странах БРИКС, сохранения духовно-нравственных ценностей каждого из народов, входящих в это межгосударственное объединение, а также унификации законодательства, в том числе в сфере образования.
Приобретают остроту дискуссии по поводу сроков и направлений в образовательном процессе в условиях современного кризиса в образовании, наступившего после реализации отечественными либералами идей «болонской системы образования». Помимо создания проблем с кадрами инженеров, профессиональных рабочих обозначилась неразбериха в преподавании и появлении огромного рынка репетиторских услуг. Специалисты в сфере образования все чаще признают необходимость не только просвещения и образования, но еще и воспитательного процесса граждан в свете духовно-нравственных ценностей своего народа.
Современные реалии потребовали реализации такой системы обучения, которая бы нацеливалась не просто на подготовку высококвалифицированных кадров, но и способствовала формированию у молодого поколения духовно-нравственных и культурных ценностей как фундаментальных основ личности и государства. Нужна новая концепция образования, которая бы одновременно могла разрешить следующие задачи: 1) повысить способности человека — по улучшению памяти, развитию способностей логически мыслить, волевых и прочих когнитивных способностей; 2) насытить человека соответствующими знаниями и информацией; 3) осуществить духовно-нравственное воспитание. При этом следует учитывать, что успешное разрешение всех этих задач, наряду со всесторонним воспитанием современного россиянина, будет способствовать эффективной профилактике правонарушений в обществе.
По мнению ученых-педагогов, «воспитание является процессом целенаправленной и контролируемой социализации, механизмом управления процессами социализации, придает ей гуманистическую ориентацию, способствует развитию индивидуальности в гармонии с социальными требованиями». Поэтому невозможно создать систему воспитания в стране без опоры на национальное сознание, которое строится на национальном характере восприятия мира через искусство, родной язык, национальную культуру и самосознание. Ориентирами в мировоззрении россиян должны стать заповеди, ориентированные на требования, предъявляемые к каждой личности, касающиеся конкретного человека, указывающие путь к спасению его души.