Дата публикации: 17.10.2024

Воспитание современного человека и профилактика правонарушений

Аннотация

Статья посвящена анализу позиций отечественных ученых по вопросам процесса воспитания современного человека и профилактики правонарушений в современный период, особенно со стороны судов.




В связи с бурным развитием современного человеческого общества и трансформацией самого человека закономерно происходит столкновение различных мировоззрений, идеологий, пытающихся повлиять на процесс воспитания «человека будущего». После краха идей глобализма и либерализма, активно пропагандируемых коллективным Западом в эпоху «постмодерна», обострения социальных конфликтов и политических противоречий во всем мире, в условиях бурного развития искусственного интеллекта человечества все чаще со стороны отечественных философов, юристов и социологов стали звучать призывы обратить более пристальное внимание на фундаментальные, исторические ценности человеческой цивилизации, на необходимость разработки в эпоху «метамодерна» на основе равенства и взаимного уважения новой стратегии защиты справедливости, которая бы учитывала богатый опыт всего человечества.

Именно под этими лозунгами проходил 19 и 20 сентября 2024 г. в МГИМО МИД России 9-й Юридический форум стран БРИКС «Право на страже справедливости», на котором обсуждались проблемы переосмысления многих базовых конструкций построения новых общественных отношений, основанных на принципах равенства и справедливости, суверенитета государств, многополярности современного мира. Признана необходимость инвентаризации норм международного права, выработки общих механизмов, форм и гарантий достижения справедливости в странах БРИКС, сохранения духовно-нравственных ценностей каждого из народов, входящих в это межгосударственное объединение, а также унификации законодательства, в том числе в сфере образования.

Приобретают остроту дискуссии по поводу сроков и направлений в образовательном процессе в условиях современного кризиса в образовании, наступившего после реализации отечественными либералами идей «болонской системы образования». Помимо создания проблем с кадрами инженеров, профессиональных рабочих обозначилась неразбериха в преподавании и появлении огромного рынка репетиторских услуг. Специалисты в сфере образования все чаще признают необходимость не только просвещения и образования, но еще и воспитательного процесса граждан в свете духовно-нравственных ценностей своего народа.

Современные реалии потребовали реализации такой системы обучения, которая бы нацеливалась не просто на подготовку высококвалифицированных кадров, но и способствовала формированию у молодого поколения духовно-нравственных и культурных ценностей как фундаментальных основ личности и государства. Нужна новая концепция образования, которая бы одновременно могла разрешить следующие задачи: 1) повысить способности человека — по улучшению памяти, развитию способностей логически мыслить, волевых и прочих когнитивных способностей; 2) насытить человека соответствующими знаниями и информацией; 3) осуществить духовно-нравственное воспитание. При этом следует учитывать, что успешное разрешение всех этих задач, наряду со всесторонним воспитанием современного россиянина, будет способствовать эффективной профилактике правонарушений в обществе.

По мнению ученых-педагогов, «воспитание является процессом целенаправленной и контролируемой социализации, механизмом управления процессами социализации, придает ей гуманистическую ориентацию, способствует развитию индивидуальности в гармонии с социальными требованиями». Поэтому невозможно создать систему воспитания в стране без опоры на национальное сознание, которое строится на национальном характере восприятия мира через искусство, родной язык, национальную культуру и самосознание. Ориентирами в мировоззрении россиян должны стать заповеди, ориентированные на требования, предъявляемые к каждой личности, касающиеся конкретного человека, указывающие путь к спасению его души.

Список литературы

1. Багдасарян В.Э. Традиционные ценности: стратегия цивилизационного возрождения / В.Э. Багдасарян, Сильвестр (Лукашенко), архимандрит ; научный редактор Ю.Ю. Иерусалимский ; ответственный редактор С.И. Реснянский. Ярославль : СПК, 2022. 248 с.
2. Дорошков В.В. Современный уголовный процесс и основные направления его совершенствования / В.В. Дорошков // Мировой судья. 2019. № 9. С. 3–13.
3. Дорошков В.В. Уголовное правосудие в условиях метамодерна и умеренного консерватизма : монография / В.В. Дорошков. Москва : Прометей, 2023. 326 с.
4. Зорькин В.Д. Десять лекций о праве : монография / В.Д. Зорькин. Москва : Норма, 2021. 400 с.
5. Костяев А.И. Современная российская цивилизациология. Подходы, проблемы, понятия / А.И. Костяев, И.Ю. Максимова. Москва : ЛКИ, 2008. 326 с.
6. Лапин Н.И. Фундаментальные ценности цивилизационного выбора в XXI столетии / Н.И. Лапин // Вопросы философии. 2015. № 6. С. 13–17.
7. Мартынов В.Г. Ключевые понятия образования в контексте парадигмы образования через всю жизнь / В.Г. Мартынов // Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании и профессиональном самоопределении : коллективная монография / авторы-составител
8. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов / Н.В. Мотрошилова. Москва : КАНОН+: Реабилитация, 2010. 480 с.
9. Черныш М.Ф. Цивилизационные основания общества и социальная структура / М.Ф. Черныш // Социологический журнал. 2014. № 3. С. 6–32.
10. Энтин М.Л. Политическое и регуляторное обеспечение мировых интеграционных процессов: усилия России, Китая, Индии, ЕС и США по обретению стратегической глубины в 2022–2023 годах : научная монография / М.Л Энтин, Е.Г. Энтина. Москва : Галактика, Издательски

Остальные статьи