Психолого-юридические технологии предупреждения деструктивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в интернет-пространстве
Аннотация
Изучение личности несовершеннолетнего с деструктивным поведением позволяет понять истинные причины (мотивы) данного поведения и способствует оптимизации профилактических мер по снижению преступности несовершеннолетних, поэтому необходимо совершенствовать формы и методы превентивной работы инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних ОВД. В исследовании при изучении особенностей профилактической деятельности инспекторов ПДН применялся системный анализ, а также законодательный и формально-юридический методы и когнитивно-коммуникативная парадигма Б.Ф. Ломова.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Вопросы ювенальной юстиции № 04/2024 |
Страницы | 26-29 |
DOI | 10.18572/2072-3695-2024-4-26-29 |
Обеспечение условий для нормального развития несовершеннолетних является первостепенной задачей, которая входит в число наиболее важных направлений, стоящих перед нашим государством. Несмотря на проведение законодательной и организационной политики по защите прав детей, проблема создания благоприятных условий для безопасности их жизнедеятельности, оздоровления социальной среды является как никогда важной и актуальной.
В настоящее время в Российской Федерации имеет место положительная динамика сокращения преступности несовершеннолетних. Так, по данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, с 2010-го по конец 2022 г. количество зарегистрированных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, снизилось. В 2010 г. общее число составляло 2 628 799, а в 2022-м — 1 966 795, т.е. сокращение составило около 25,2%. Согласно статистическим данным, приведенным Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, за первую половину 2023 г. было осуждено по всем составам Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) 6503 несовершеннолетних. Статистические данные говорят о том, что преступность несовершеннолетних в текущее время составляет примерно 1% от общей преступности. Согласно статистическим данным, приведенным председателем Следственного комитета А.И. Бастрыкиным, на профилактическом учете в Российской Федерации состоят 400 тысяч несовершеннолетних, каждый четвертый из них нарушает закон.
Сегодня правительство РФ и Президент РФ В.В. Путин уделяют особое внимание благополучию и защите прав несовершеннолетних. В Российской Федерации объявлено Десятилетие детства, утверждены Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.; утверждена Концепция информационной безопасности детей; приняты Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В нашу жизнь вошли цифровые технологии, и несовершеннолетние стали активными пользователями интернет-пространства. Изучению защиты несовершеннолетних в виртуальном пространстве сегодня нужно уделять особое внимание, для того чтобы предупредить различные виды и формы асоциальных действий в отношении подростков и способствовать профилактике и предупреждению различных видов деструктивного поведения несовершеннолетних в онлайн- и офлайн-среде. Для дальнейших защитительно-предупредительных действий необходимо изучать особенности личности и формирование внутреннего мировоззрения несовершеннолетних и определять характер деструктивных онлайн-последствий и отношение к ним подростков.
Искажение информации в медиапространстве способствует культивированию деструктивных ценностей, которые не подпадают под законодательное регулирование: систематическая демонстрация асоциального поведения, угроза медиа социализации несовершеннолетних, привлекательность различных форм асоциального поведения, разрушение ролевой модели поведения подростков. По нашему мнению, сегодня существует проблема деструктивного погружения несовершеннолетних в цифровую среду, которая включает два аспекта: физическое и психическое здоровье несовершеннолетнего, связанное с его десоциализацией; распространение деструктивного контента в социальных сетях, который отрицательно влияет на психику подростка, способствуя формированию различных видов деструктивного поведения.