Правовые механизмы защиты прав несовершеннолетних в цифровой среде
Аннотация
Работа посвящена анализу правовых механизмов защиты прав несовершеннолетних в цифровой среде. Данная тема представляется актуальной в свете нарастающего деструктивного воздействия, объектом которого все чаще становятся несовершеннолетние. Установлено, что информация, распространяемая в сети Интернет, побуждает детей к антиобщественному поведению, способствует их виктимизации, а также вовлечению в преступления. В ходе исследования была исследована статистика вовлеченности несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также проведен анализ законодательства в сфере защиты детства и защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, на предмет полноты нормативного регулирования защиты прав несовершеннолетних в цифровой среде. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о наличии проблем, требующих дальнейшего совершенствования правовых механизмов в сфере обеспечения защиты прав несовершеннолетних в цифровой среде.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Вопросы ювенальной юстиции № 04/2024 |
Страницы | 21-25 |
DOI | 10.18572/2072-3695-2024-4-21-25 |
Современную жизнь невозможно представить без информационно-телекоммуникационной сети Интернет. И это неудивительно, поскольку современные интернет-технологии позволяют дистанционно обучаться и работать, общаться и устанавливать контакты с людьми по всему миру, а также, что стало особенно важно в период пандемии COVID-19, поддерживать связь с родными и близкими на расстоянии.
В настоящее время население России составляет 146,4 млн человек. Ежедневно 74% россиян пользуются сетью Интернет. При этом несовершеннолетние составляют одну четвертую часть от общего количества населения России. Именно несовершеннолетние наиболее активно пользуются сетью Интернет.
Так, 99% несовершеннолетних в возрасте 14–17 лет ежедневно выходят в сеть Интернет. По данным Росстата, более 80% детей в возрасте от 3 до 14 лет используют интернет минимум раз в день. По информации Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 95% подростков в возрасте 12–14 лет пользуются сетью Интернет, а доля детей от 7 до 11 лет, вовлеченных в цифровую среду, составляет 83,3%. Кроме того, за последнее десятилетие увеличилось количество детей в возрасте от 3 до 6 лет, использующих интернет, и составляет 68,3% (см. рис. 1).
Согласно вышеприведенной диаграмме, в настоящее время все дети пользуются интернетом. Такая вовлеченность несовершеннолетних в сеть Интернет объяснима. В частности, дети в возрасте от 3 до 6 лет, наблюдая за родителями или старшими детьми, копируя их поведение, быстро осваивают новые технологии. Кроме того, родители сами приучают детей к интернету, предоставляя им устройства, чтобы отвлечь их от некомфортных условий. Результатом является то, что дети начинают самостоятельно выбирать контент для просмотра.
Возраст от 7 до 17 лет — это период активного обучения несовершеннолетних. Дети указанного возраста активно пользуются интернетом в связи с подготовкой домашних заданий, изучением познавательного контента по интересующим предметам, дополнительными занятиями с педагогами (репетиторами). Помимо этого, интернет пронизывает и их досуг: социальные сети, онлайн-игры, фильмы, видео и т.д.