О психологическом подходе к установлению контакта следователя с допрашиваемым несовершеннолетним потерпевшим
Аннотация
Одним из главных условий правильной подготовки к допросу и его эффективного проведения является использование психологического подхода к установлению контакта следователя с допрашиваемым несовершеннолетним потерпевшим. В статье рассматриваются примеры положительного опыта успешного использования психологического подхода к установлению контакта с несовершеннолетним потерпевшим при производстве допроса. Представленные в статье рекомендации направлены на совершенствование подготовки следователей к допросу данной категории лиц при расследовании преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних, что позволит следователям в дальнейшем выработать собственный алгоритм действий, направленный на установление психологического контакта с несовершеннолетним.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Вопросы ювенальной юстиции № 04/2024 |
Страницы | 7-11 |
DOI | 10.18572/2072-3695-2024-4-7-11 |
На современном этапе в практике расследования уголовных дел с участием несовершеннолетних появилось множество актуальных научных теорий и практических рекомендаций в области психологии, которые направлены на установление психологического контакта следователя с допрашиваемым несовершеннолетним потерпевшим, тем самым подтверждая, что эффективность допроса несовершеннолетнего потерпевшего напрямую связана с умением следователя устанавливать психологический контакт.
Психологический подход не может иметь шаблонов или штампов. Он должен быть индивидуальным, с учетом личности несовершеннолетнего, а вот выбор организационно-тактических приемов психологического подхода зависит от знаний и опыта самого следователя, так как в рамках предварительного расследования у следователей на основе имеющихся знаний приобретается опыт, позволяющий сформировать собственный психологический подход.
Проводимая автором статьи многолетняя методическая работа по обобщению различных психологических подходов к проведению допроса позволила не только сформировать собственный психологический подход, но и внедрить его в практическую деятельность следователей в ходе распространения положительного опыта при проведении занятий на курсах повышения квалификации Хабаровского филиала ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации им. А.Я. Сухарева».
Модель апробирована, результаты ее применения проанализированы и обобщены, а ее значимость, несмотря на простоту, в следственной деятельности по-прежнему указывает на ее актуальность.
Сущность предложенного психологического подхода к установлению контакта с допрашиваемым лицом заключается в следующем.