Дата публикации: 24.10.2024

Причины и условия правонарушающего поведения несовершеннолетних по месту жительства

Аннотация

В статье исследуются причины и условия правонарушений несовершеннолетних. Обозначены необходимость и значимость их понятийного содержания и различия, особая роль в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних лиц по месту жительства. Анализируется взаимосвязь причин и условий, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетних.




В современном Российском государстве проблемы неправомерного поведения индивида являются актуальными и особо практически значимыми. Сложные жизненные ситуации в социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества не создают комфортных условий для формирования личности. С раннего детства начинается процесс воспитания и самовоспитания личности, т.е. социализации человека. Это активный и действенный процесс, который включает в себя получение определенной системы знаний, выработку навыков и умений правильного поведения в обществе, тем самым формирование положительных стереотипов поведения. Но на первых этапах социализации несовершеннолетние дети еще не умеют достаточно владеть собой, очень быстро поддаются первому впечатлению, внешнему влиянию, легко меняют настроение и не предвидят последствий своих поступков, не задумываются над ними, не обсуждают их. На формирование сознания несовершеннолетнего влияют не только материальные и духовные составляющие, но и окружающая его микросреда, так как человек не получает от рождения готовой социальной программы, она создается в нем в ходе его индивидуального развития с участием общественной практики. Это семья, образовательная организация, соседи, уличная группа.

В структуре развитой личности особую роль играет правосознание, которое характеризует осмысление ею прав и обязанностей перед обществом. Правосознание является существенным регулятором значимого в правовом отношении поведения. Оно помогает лицу правильно разграничивать правомерные и противоправные требования и побуждения, дает верное представление о возможных последствиях их реализации. Правосознание есть основа обеспечения правомерного поведения личности в обществе. У несовершеннолетних правонарушителей уровень правосознания ниже и имеет дефекты и деформации. Среди них есть циники, т.е. люди со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей, совершающие правонарушения по убеждению и считающие себя при этом правыми.

Перечисленные особенности создают психологическую основу для совершения правонарушения, а общественные противоречия выступают первопричиной правонарушающего поведения индивида, так как отклоняющееся поведение рождают не сами по себе среда либо личность, а именно их взаимодействие. Истоки аморальности, противоправности прорастают в неправильном социальном развитии, в нездоровом образе жизни человека.

В структуре сознания несовершеннолетних правонарушителей доминируют такие отрицательные качества, как безответственность, игнорирование установленных правил, отсутствие чувства безопасности, озлобленность и агрессивность, слепое подражание, нечуткость, безволие, лень и др. Психологической основой правонарушающего поведения несовершеннолетних лиц являются прежде всего противоречия между его личными интересами и общественными, закрепленными в действующей системе права. Правонарушение и лежащие в их основе отрицательные нравственные свойства личности — это явления социальные, и они обусловлены определенными внешними для субъекта причинами и в первую очередь влиянием среды, конкретных обстоятельств и ситуации, детерминирующими и сознание, и поведение.

Под причиной понимается явление, которое порождает, производит другое явление, рассматриваемое как следствие. Взаимодействие «причина — следствие» зависит от условий, т.е. совокупности обстоятельств, которые образуют как бы его среду, сопутствуют ему и обеспечивают развитие. Причина, производя действие, порождает следствие, а условие этому способствует. Для действия причины необходимы определенные условия, но эти условия сами по себе не способны породить следствие. Область действия причин — это стадии мотивации и принятия решения, а избрание средств, конкретного объекта посягательства и иных характеристик деяния определяется уже условиями.

Список литературы

1. Ефименко Л.А. Криминологический анализ взаимосвязи правосознания и преступности несовершеннолетних : диссертация кандидата юридических наук / Л.А. Ефименко. Волгоград, 2004. 217 с.
2. Ефименко Л.А. Профилактика преступлений и других правонарушений несовершеннолетних в аспекте правосознания / Л.А. Ефименко. Краснодар, 2006.
3. Кудрявцев В.Н. Проблемы причинности в криминологии / В.Н. Кудрявцев // Вопросы философии. 1971. № 10. С. 76–87.
4. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации / Н.Ф. Кузнецова ; под редакцией В.Н. Кудрявцева. Москва : Издательство Московского университета, 1984. 208 c.
5. Макаренко А.С. Сочинения : в 7 томах. Т. 7 / главный редактор И.А. Каиров. Публицистика. Рассказы и очерки. Статьи о литературе и рецензии. Переписка с А.М. Горьким / А.С. Макаренко ; комментарий и примечание В.Е. Гмурмана и Н.А. Сундукова. 2-е изд. Москв
6. Маркс К. Сочинения. В 39 томах. Т. 20 / К. Маркс, Ф. Энгельс / том подготовил к печати Г.А. Багатурия ; редактор В.К. Брушлинский. 2-е изд. Москва : Государственное издательство политической литературы, 1961. 829 с.
7. Ной И.С. Методологические проблемы советской криминологии / И.С. Ной. Саратов : Издательство Саратовского университета, 1975. 222 с.
8. Стручков Н.А. Преступность как социальное явление : лекции по криминологии / Н.А. Стручков. Ленинград : Высшее политическое училище им. 60-летия ВЛКСМ, 1979. 120 с.
9. Хови Т. Стремление маленькой мошки / Т. Хови // Иностранная литература. 1968. № 7. С. 184.

Остальные статьи