Причины и условия правонарушающего поведения несовершеннолетних по месту жительства
Аннотация
В статье исследуются причины и условия правонарушений несовершеннолетних. Обозначены необходимость и значимость их понятийного содержания и различия, особая роль в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних лиц по месту жительства. Анализируется взаимосвязь причин и условий, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетних.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Вопросы ювенальной юстиции № 04/2024 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/2072-3695-2024-4-2-6 |
В современном Российском государстве проблемы неправомерного поведения индивида являются актуальными и особо практически значимыми. Сложные жизненные ситуации в социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества не создают комфортных условий для формирования личности. С раннего детства начинается процесс воспитания и самовоспитания личности, т.е. социализации человека. Это активный и действенный процесс, который включает в себя получение определенной системы знаний, выработку навыков и умений правильного поведения в обществе, тем самым формирование положительных стереотипов поведения. Но на первых этапах социализации несовершеннолетние дети еще не умеют достаточно владеть собой, очень быстро поддаются первому впечатлению, внешнему влиянию, легко меняют настроение и не предвидят последствий своих поступков, не задумываются над ними, не обсуждают их. На формирование сознания несовершеннолетнего влияют не только материальные и духовные составляющие, но и окружающая его микросреда, так как человек не получает от рождения готовой социальной программы, она создается в нем в ходе его индивидуального развития с участием общественной практики. Это семья, образовательная организация, соседи, уличная группа.
В структуре развитой личности особую роль играет правосознание, которое характеризует осмысление ею прав и обязанностей перед обществом. Правосознание является существенным регулятором значимого в правовом отношении поведения. Оно помогает лицу правильно разграничивать правомерные и противоправные требования и побуждения, дает верное представление о возможных последствиях их реализации. Правосознание есть основа обеспечения правомерного поведения личности в обществе. У несовершеннолетних правонарушителей уровень правосознания ниже и имеет дефекты и деформации. Среди них есть циники, т.е. люди со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей, совершающие правонарушения по убеждению и считающие себя при этом правыми.
Перечисленные особенности создают психологическую основу для совершения правонарушения, а общественные противоречия выступают первопричиной правонарушающего поведения индивида, так как отклоняющееся поведение рождают не сами по себе среда либо личность, а именно их взаимодействие. Истоки аморальности, противоправности прорастают в неправильном социальном развитии, в нездоровом образе жизни человека.
В структуре сознания несовершеннолетних правонарушителей доминируют такие отрицательные качества, как безответственность, игнорирование установленных правил, отсутствие чувства безопасности, озлобленность и агрессивность, слепое подражание, нечуткость, безволие, лень и др. Психологической основой правонарушающего поведения несовершеннолетних лиц являются прежде всего противоречия между его личными интересами и общественными, закрепленными в действующей системе права. Правонарушение и лежащие в их основе отрицательные нравственные свойства личности — это явления социальные, и они обусловлены определенными внешними для субъекта причинами и в первую очередь влиянием среды, конкретных обстоятельств и ситуации, детерминирующими и сознание, и поведение.
Под причиной понимается явление, которое порождает, производит другое явление, рассматриваемое как следствие. Взаимодействие «причина — следствие» зависит от условий, т.е. совокупности обстоятельств, которые образуют как бы его среду, сопутствуют ему и обеспечивают развитие. Причина, производя действие, порождает следствие, а условие этому способствует. Для действия причины необходимы определенные условия, но эти условия сами по себе не способны породить следствие. Область действия причин — это стадии мотивации и принятия решения, а избрание средств, конкретного объекта посягательства и иных характеристик деяния определяется уже условиями.