О защите жилищных прав военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматриваются способы и процессуальные формы защиты субъективных гражданских прав и законных интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе в жилищной сфере. Обосновывается, что защита нарушенных или оспоренных жилищных прав должна осуществляться на основании закрепленного Пленумом Верховного Суда Российской Федерации критерия разграничения спорных материальных правоотношений на частноправовые и публично-правовые. Суды, рассматривающие споры о защите жилищных прав военнослужащих, на практике допускают нарушения законодательства об административном судопроизводстве ― о распределении обязанностей по доказыванию, не в полной мере реализуют свои процессуальные обязанности, не используют право обязать представителя административного ответчика (органы публичной власти, на которые возложена обязанность по обеспечению жилищных прав военнослужащих) к явке в судебное заседание и доказыванию законности и обоснованности принятых им решений, совершенных действий (бездействия). Предлагается закрепить в статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ и статье 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также статье 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» право прокурора возбуждать гражданское и административное судопроизводство в защиту прав и интересов военнослужащих, членов их семей. Обосновывается целесообразность обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 06/2024 |
Страницы | 23-28 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2024-6-23-28 |
Право на жилище прямо закреплено в Конституции Российской Федерации, что определяет его высочайшее значение. Между тем в настоящее время на первый план выходят косвенные гарантии права на жилище, о важности которых давал разъяснения Конституционный Суд РФ. Таким образом, с одной стороны, Конституция гарантирует каждому право на жилище, с другой ― жилищные права реализуются субъектами, по общему правилу, самостоятельно.
Однако правовая природа конституционного права на жилище носит сложный характер. Правоотношения, складывающиеся в связи с реализацией жилищных прав, различны в зависимости от того, каков их субъектный состав.
Во-первых, право на жилище может реализовываться в рамках частноправовых отношений. Это отношения, связанные с приобретением жилья гражданами и организациями за счет собственных (негосударственных) средств.
Во-вторых, право на жилище может быть реализовано за счет государства ― в случаях, указанных в ч. 3 ст. 40 Конституции. Для этого граждане должны быть отнесены к указанной в законе категории лиц, имеющих право на получение жилища за счет бюджетных средств, или в установленном законом порядке и по соответствующим основаниям признаны малоимущими и нуждающимися в жилище. В этом случае отношения, складывающиеся в порядке реализации указанного положения, носят публично-правовой характер. Многие исследователи пишут о том, что граждане сталкиваются с трудностями при реализации права на бесплатное получение жилого помещения.
Критерий разграничения частноправовых и публично-правовых отношений в сфере гражданской юрисдикции содержится в правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ. Он состоит в том, что публично-правовые отношения характеризуются отсутствием равенства участвующих в них субъектов, один из которых реализует по отношению к другому властные полномочия.