Дата публикации: 17.10.2024

Уголовная ответственность за диверсию: пути совершенствования нормы через призму зарубежного и отечественного опыта

Аннотация

В статье рассматриваются зарубежный и отечественный опыт правового регулирования уголовной ответственности за диверсию. На основании компаративного анализа авторы предложили следующие пути совершенствования уголовной ответственности за рассматриваемые преступления: криминализировать вредительство; дополнить статью 281 Уголовного кодекса Российской Федерации примечанием, освобождающим от уголовной ответственности за своевременное предупреждение органов власти или способствование предотвращению диверсии; дифференцировать ответственность в зависимости от формы вины по отношению к последствиям в виде смерти людей; криминализировать несообщение о лице, которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило диверсию.




Следует отметить, что далеко не во всех уголовных кодексах зарубежных стран ответственность за диверсию, саботаж и вредительство предусматривается отдельными нормами. Во многих нормативных документах уголовная ответственность за террористический акт и диверсию не разграничивается.

Так, например, ст. 346 Уголовного кодекса Королевства Испании наказывает за совершение взрыва либо применение иных средств аналогичной мощности в целях разрушения аэропортов, портов, станций, зданий, публичных мест, хранилищ зажигательных или взрывных веществ, путей сообщения, средств общественного транспорта либо погружения или посадки судна на мель, затопления, разрушения шахты или промышленной установки, поднятия рельсов железной дороги, повреждения железнодорожных семафоров, разрушения моста, дорог общего пользования, серьезные нарушения какого-либо вида или средства связи.

Тем не менее в некоторых зарубежных нормативных актах ответственность за рассматриваемые в данной статье деяния установлена отдельными нормами. Так, Уголовное уложение Федеративной Республики Германия содержит § 88, наказывающий за саботаж, направленный против конституционных основ. К наказуемым действиям относится «преднамеренное способствование тому, что посредством дезорганизующих действий полностью или частично выводятся из строя или лишаются возможности использования по назначению: 1) корпорации или установки, служащие общественному обеспечению почтовыми услугами или общественному транспорту; 2) телекоммуникационные установки, служащие общественным целям; 3) корпорации или установки, которые служат общественному снабжению водой, светом, теплом или энергией или которые иным образом жизненно важны для снабжения населения; либо 4) служебные помещения, установки, устройства или предметы, которые целиком или преимущественно служат целям общественной безопасности или порядка и тем самым преднамеренно поддерживают стремления, направленные против стабильности или безопасности Федеративной Республики Германия или ее конституционных основ».

Обращает на себя внимание также наличие аналогичной нормы в Уголовном уложении Федеративной Республики Германия, наказывающей за саботаж, направленный против средств обороны, под которым понимаются различные способы выведения из строя всех видов сооружений, которые полностью или преимущественно служат целям охраны страны или защиты мирных жителей от военных угроз. За такое деяние предусмотрена более строгая ответственность, нежели за саботаж, направленный против конституционных основ.

Такой подход, при котором отдельной нормой (с усиленным наказанием) предусмотрен саботаж в виде посягательства на объекты обороны, достаточно распространен. Например, ч. 2 ст. 312 Уголовного кодекса Грузии (далее ― УК Грузии) наказываются посягательства на военные объекты, предприятия; ч. 2 ст. 318 УК Грузии ― посягательство на иные жизненно важные для общества и страны объекты.

Список литературы

1. Арсентьева В.С. Особенности применения примечания к нормам о преступлениях террористического характера / В.С. Арсентьева // Вестник Академии права и управления. 2021. № 3 (64). С. 6–9. DOI:10.47629/2074-9201_2021_3_6_9
2. Бегишев И.Р. Социальная обусловленность уголовно-правового регулирования общественных отношений, связанных с робототехникой и киберфизическими системами / И.Р. Бегишев // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18. № 1. С. 17–29. DOI:10.19073/2658-7602-
3. Веселков Д.К. Особенности добровольного отказа от преступлений террористического характера / Д.К. Веселков // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 10 (98). С. 214–222. DOI:10.17803/2311-5998.2022.98.10.214-222
4. Галачиева М.М. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки террористического акта: вопросы корректирования / М.М. Галачиева // Научные известия. 2016. № 5. С. 116–120.
5. Головненков П.В. Уголовное уложение (Уголовный кодекс) Федеративной Республики Германия ― Strafgesetzbuch (StGB) : научно-практический комментарий и перевод текста закона / П.В. Головненков. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Проспект, 2016. 311 с.
6. Сидорова Е.З. Принципы и значение уголовной политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде / Е.З. Сидорова // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18. № 4. С. 423–432. DOI:10.19073/2658-7602-2021-18-4-423-432

Остальные статьи