О целесообразности создания органов, разрешающих внутриведомственные экономические споры: подход к постановке проблемы
Аннотация
Автор исходит из посылки о наличии запредельной и все увеличивающейся нагрузки на судей практически всех юрисдикций и всех звеньев судебной системы — при невозможности адекватного увеличения состава судейского корпуса и ограничения возможностей упрощения судопроизводства по многим категориям дел, а также передачи ряда судебных дел в ведение нотариата. Полагает, что одним из путей решения этой проблемы может в принципе стать создание ведомственных арбитражей (вариант — ведомственных судов, но могут быть и иные наименования с адекватным содержанием), разрешающих экономические споры, вытекающие из гражданских правоотношений между предпринимательскими структурами одного министерства, ведомства, госкорпорации, концерна, холдинга и т.п. многосоставного экономического образования. Считает, что в силу различных причин такие споры в настоящее время далеко не во всех случаях по различным очевидным причинам передаются в арбитражные суды, в силу чего эти противопоставления позиций спорящих сторон остаются латентными либо разрешаются неправовыми средствами, что обеспечению справедливости в данных отношениях не способствует. Историческим примером предлагаемых органов могут быть ведомственные арбитражи, которые наряду с государственными арбитражами в период советской власти являлись эффективным организационно-правовым механизмом разрешения хозяйственных споров: в первом случае — между хозорганами одного хозяйственного министерства (ведомства), во втором — разных. Автор подчеркивает, что данное предложение — лишь первый подход к решению обозначенной проблемы, требующей серьезной и глубокой научной проработки.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Предпринимательское право № 04/2024 |
Страницы | 28-37 |
DOI | 10.18572/1999-4788-2024-4-28-37 |
Но что означает разрешение экономического спора, вытекающего из гражданских правоотношений, между предпринимательскими структурами — юридическими лицами — одного министерства, ведомства, концерна, госкорпорации, холдинга и пр., осуществляемого не специальным, для этого предназначенным органом (но не арбитражным судом)?
Если этот спор будет разрешаться в неправовых формах, то и решение его не будет правовым, а основываться на субъективных (руководства спорящих организаций либо руководящей рассматривающего спор структурой) предпочтениях, без соблюдения каких-либо и кем-либо установленных процедур, т.е. во главу угла здесь будут поставлены целесообразность и иные факторы, но не справедливость.
Но такой способ разрешения экономических споров не может быть широко распространенным. Во всяком случае и здесь должны учитываться соответствующие — собственные — ведомственные и локальные нормативные правовые акты, в этом нет сомнений. А для этого необходимы профессиональные юристы.
Есть здесь и еще один — психологический — момент. Любой руководитель крупной многосоставной предпринимательской структуры, будь он семи пядей во лбу, т.е. крупным специалистом в сфере своей предпринимательской деятельности, юристом, способным разрешить данный экономический спор на правовых принципах, вряд ли является. Да он и не претендует на это, даже если он лучше многих знает нормативно-правовое регулирование своей структуры. И в глубине души он не захочет возлагать на себя бремя разрешения этого экономического спора, даже если по условиям задачи он может это решение юридически не мотивировать. Но и передать вопрос на разрешение в правовой департамент своей структуры не может — данный департамент надо для этого наделить соответствующими — юрисдикционными — полномочиями.
Вот мы и подошли к главному в данной статье.