Дата публикации: 24.10.2024

О целесообразности создания органов, разрешающих внутриведомственные экономические споры: подход к постановке проблемы

Аннотация

Автор исходит из посылки о наличии запредельной и все увеличивающейся нагрузки на судей практически всех юрисдикций и всех звеньев судебной системы — при невозможности адекватного увеличения состава судейского корпуса и ограничения возможностей упрощения судопроизводства по многим категориям дел, а также передачи ряда судебных дел в ведение нотариата. Полагает, что одним из путей решения этой проблемы может в принципе стать создание ведомственных арбитражей (вариант — ведомственных судов, но могут быть и иные наименования с адекватным содержанием), разрешающих экономические споры, вытекающие из гражданских правоотношений между предпринимательскими структурами одного министерства, ведомства, госкорпорации, концерна, холдинга и т.п. многосоставного экономического образования. Считает, что в силу различных причин такие споры в настоящее время далеко не во всех случаях по различным очевидным причинам передаются в арбитражные суды, в силу чего эти противопоставления позиций спорящих сторон остаются латентными либо разрешаются неправовыми средствами, что обеспечению справедливости в данных отношениях не способствует. Историческим примером предлагаемых органов могут быть ведомственные арбитражи, которые наряду с государственными арбитражами в период советской власти являлись эффективным организационно-правовым механизмом разрешения хозяйственных споров: в первом случае — между хозорганами одного хозяйственного министерства (ведомства), во втором — разных. Автор подчеркивает, что данное предложение — лишь первый подход к решению обозначенной проблемы, требующей серьезной и глубокой научной проработки.




Но что означает разрешение экономического спора, вытекающего из гражданских правоотношений, между предпринимательскими структурами — юридическими лицами — одного министерства, ведомства, концерна, госкорпорации, холдинга и пр., осуществляемого не специальным, для этого предназначенным органом (но не арбитражным судом)?

Если этот спор будет разрешаться в неправовых формах, то и решение его не будет правовым, а основываться на субъективных (руководства спорящих организаций либо руководящей рассматривающего спор структурой) предпочтениях, без соблюдения каких-либо и кем-либо установленных процедур, т.е. во главу угла здесь будут поставлены целесообразность и иные факторы, но не справедливость.

Но такой способ разрешения экономических споров не может быть широко распространенным. Во всяком случае и здесь должны учитываться соответствующие — собственные — ведомственные и локальные нормативные правовые акты, в этом нет сомнений. А для этого необходимы профессиональные юристы.

Есть здесь и еще один — психологический — момент. Любой руководитель крупной многосоставной предпринимательской структуры, будь он семи пядей во лбу, т.е. крупным специалистом в сфере своей предпринимательской деятельности, юристом, способным разрешить данный экономический спор на правовых принципах, вряд ли является. Да он и не претендует на это, даже если он лучше многих знает нормативно-правовое регулирование своей структуры. И в глубине души он не захочет возлагать на себя бремя разрешения этого экономического спора, даже если по условиям задачи он может это решение юридически не мотивировать. Но и передать вопрос на разрешение в правовой департамент своей структуры не может — данный департамент надо для этого наделить соответствующими — юрисдикционными — полномочиями.

Вот мы и подошли к главному в данной статье.

Список литературы

1. Абова Т.Е. Повышение роли госарбитража в народном хозяйстве СССР / Т.Е. Абова // Хозяйственное право и государственный арбитраж / Т.Е. Абова, В.В. Лаптев, Н.С. Малеин. Москва : ИГП АН СССР, 1983. С. 74–81.
2. Абова Т.Е. Разрешение хозяйственных споров / Т.Е. Абова, В.С. Тадевосян. Москва : Юридическая литература, 1968. 176 с.
3. Арбитраж в СССР : учебное пособие / А.Т. Боннер, В.Ф. Тараненко, М.С. Фалькович ; под редакцией М.С. Шакарян. Москва : Юридическая литература, 1981. 248 с.
4. Каллистратова Р.Ф. Ведомственный арбитраж в СССР : учебное пособие / Р.Ф. Каллистратова. Калинин : КГУ, 1984. 80 с.
5. Каллистратова Р.Ф. Государственный арбитраж : проблемы совершенствования организации и деятельности / Р.Ф. Каллистратова. Москва : Юридическая литература, 1973. 206 с.
6. Колосов Б.Ю. К вопросу об истории правового регулирования ведомственного арбитража / Б.Ю. Колосов // Вопросы экономической истории и истории экономических учений : сборник статей. Свердловск : [б.и.], 1972. С. 109.
7. Максимович А.Я. Арбитраж в системе министерства, государственного комитета, ведомства / А.Я. Максимович // Советское государство и право. 1981. № 7. С. 38–43.
8. Обсуждение правовых вопросов экономической реформы // Советское государство и право. Наука. 1967. № 4. С. 132–137
9. Останний И.М. Повышение роли госарбитража в свете решений XXVI съезда КПСС / И.М. Останний // Советское государство и право. 1982. № 2. С. 14.
10. Побежимова Н.И. Некоторые вопросы организации внутриведомственного контроля / Н.И. Побежимова // Вестник МГУ. Серия: Право. 1971. № 2. С. 50–59.
11. Правовые вопросы организации и деятельности совнархозов / под общей редакцией К.С. Юдельсона. Москва : Госюриздат, 1959. 340 с.
12. Правовые вопросы управления промышленностью и строительством в СССР : сборник статей / под общей редакцией В.Ф. Котока и В.С. Тадевосяна. Москва : Госюриздат, 1960. 333 с.
13. Правовые проблемы науки управления : сборник статей / ответственный редактор А.Е. Лунев. Москва : Юридическая литература, 1966. 224 с.
14. Сборник законов о суде и статусе судей Российской Федерации : в 3 книгах. Кн. 3. Вып. 5. Москва : Центробланк, 2021. 512 с.
15. Теоретические проблемы хозяйственного права / Т.Е. Абова, М.М. Богуславский, З.М. Заменгоф [и др.] ; под редакцией В.В. Лаптева. Москва : Наука, 1975. 413 с.
16. Хозяйственное процессуальное законодательство / составитель и автор вводной статьи И.Г. Побирченко. Киев : Вища школа, 1976. 256 с.

Остальные статьи