О необходимости комплексного подхода при определении режима больших данных (big data) в отечественном законодательстве
Аннотация
В настоящей статье на примере дела, инициированного в 2017 г. по иску ООО «ВКонтакте» к ООО «ДАБЛ» о запрете извлечения и пользования сведениями, содержащимися в базах данных социальной сети истца, и рассматриваемого арбитражными судами различных уровней на протяжении пяти лет, исследуются существующие в российском праве парадоксы в определении правового режима больших данных (big data). Делается вывод о том, что имеющегося в настоящее время регулирования явно недостаточно для оптимального разрешения споров, аналогичных приведенному делу: учет исключительно положений законодательства об интеллектуальной собственности приводит к противоречивым ситуациям, при которых у изготовителя базы данных как обладателя исключительного права появляется монополия на обобщенные и, по существу, общедоступные сведения о пользователях его информационных ресурсов. В результате проведенного исследования делается вывод о необходимости комплексного подхода при определении режима персональных данных в отечественном законодательстве, предполагающего учет в равной степени как информационного и гражданского законодательства, так и положений федеральных законов «О персональных данных» и «О защите конкуренции».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Предпринимательское право № 04/2024 |
Страницы | 8-12 |
DOI | 10.18572/1999-4788-2024-4-8-12 |
Анализ отечественной правовой доктрины свидетельствует о пристальном внимании ученых-юристов к такому сложному явлению, как большие данные (big data). Многочисленные публикации, посвященные указанной теме, часто содержат обзор значительного опыта иностранных правопорядков по определению их режима в контексте соотношения и взаимодействия законодательства о персональных данных и защите конкуренции, а также основанные на данном опыте предложения по трактовке понятия больших данных. В рамках российской же правовой системы регулирование больших данных как таковое отсутствует, несмотря на наличие в разные периоды предложений по дополнению законодательства об информации схожей правовой категории и в целом указание на необходимость преобразования законодательства в этой части. Так, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203, называет обработку больших объемов данных — структурированной и неструктурированной информации, поступающей из большого количества различных источников информации, в объемах, которые невозможно обработать вручную за разумное время, — одним из основных направлений развития российских информационных и коммуникационных технологий. Известность приобрели также проекты законов 2018 и 2020 гг., которыми предлагалось введение в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», соответственно, терминов «большие пользовательские данные» и «большие данные».
Однако ни одно из приведенных предложений не было реализовано на практике, что не может быть оценено положительно. В то же время, как справедливо свидетельствуют имеющиеся подходы к осмыслению феномена больших данных и их роли в гражданском обороте, введение в законодательство этой категории и формирование в целом режима таких данных должно сопровождаться учетом не только информационного законодательства или законодательства о персональных данных, но и нормативных положений о защите конкуренции. Нельзя отрицать также и того, что сформированные обобщения информации, становящиеся базой для накопления и обновления больших данных, могут являться одним из охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности. Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что правовой режим больших данных не должен быть сосредоточен сугубо в рамках одной правовой отрасли, а должен носить характер комплексного правового института, учитывающего положения информационного, гражданского, конкурентного законодательства, а также законодательства о персональных данных. Как показывает освещенный далее анализ имеющейся в настоящее время практики применения, лишь учет указанных четырех плоскостей в регулировании больших данных позволит исключить возможную монополизацию рынка информации, защитить обладателей персональных данных от несанкционированного копирования, распространения и обработки последних, обеспечить защиту прав лица, создавшего информационные ресурсы, благодаря которым формируется и обновляется совокупность больших данных, и наконец, четко определить место больших данных в системе объектов информационных правоотношений. Правовое регулирование больших данных, преследующее цели собственной эффективности, таким образом, должно быть примером оптимального баланса освещенных четырех сфер.