Цифровой рубль и система быстрых платежей как наиболее значимые проекты регулятивной «песочницы» Центрального Банка Российской Федерации
Аннотация
Статья посвящена анализу наиболее значимых проектов регулятивной «песочницы» Центрального Банка РФ — цифровому рублю и системе быстрых платежей. Раскрыты особенности реализации регулятивной «песочницы», а также отмечены отличительные черты системы быстрых платежей и цифрового рубля в рамках их апробации на базе регулятивной «песочницы», проведено сравнение данных проектов с аналогичными проектами в зарубежных странах. Раскрыты основные преимущества и недостатки цифрового рубля и системы быстрых платежей, предложены средства для преодоления выявленных проблем.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право и бизнес № 04/2024 |
Страницы | 15-22 |
DOI | 10.18572/2712-8865-2024-4-15-22 |
1. Введение
Активное развитие цифровой экономики и цифровизации общества ознаменовало и серьезные трансформации в финансовой сфере, глубоко затрагивающие организацию банковского сектора и приводящие к его модификации. В то время как раньше стремление государств к цифровизации предопределялось лишь трендами, удобством и выгодой, на сегодняшний день это является необходимостью — изменения привели к возникновению новых банковских учреждений, процедур совершения банковских операций, а также методов правового регулирования и форм контроля со стороны регуляторов. Несомненно, значительный вклад в стимулирование цифровизации внесли также важные общественные изменения: расширение рынка криптовалют, пандемия COVID-19, режим самоизоляции и беспрецедентные финансовые санкции в отношении Российской Федерации. Череда указанных событий указала на потребность в разработке собственных, национальных финансовых технологий, продуктов и услуг, обеспеченных государством и сопровождающихся доверием со стороны общества. Таким образом, необходимость экономического развития государства, напрямую связанного с внедрением информационных технологий, опосредовала появление таких правовых механизмов, как регулятивная «песочница».
В целом концепция внедрения регулятивной «песочницы» в России не является новаторской: более 57 юрисдикций планируют или уже создали регулятивные «песочницы». Идея первой регулятивной «песочницы» родилась в Великобритании и была реализована в 2016 г., позднее «песочницы» начали повсеместно внедряться в США, Австралии, ОАЭ и др. Квинтэссенцией проекта регулятивной «песочницы» является отставание темпов развития правового регулирования финансового рынка от темпов развития финансовых технологий. В то же время представляется недопустимым бессистемное законотворчество, которое в отсутствие экспериментального правового режима может привести к еще большим трудностям в виде несогласованности правовых норм между собой и различного рода коллизиям.
В связи с этим механизм регулятивной «песочницы» заключает в себе способы проверки новых технологий и бизнес-процессов среди ограниченного круга участников, сопровождаемые специфическими юридическими предписаниями. Это подразумевает либо отмену разнообразных обязательных требований для испытаний, либо разработку специальных требований и индивидуальных условий. Ввиду того, что иногда в процессе регулирования не учитываются новые подходы и технологии, специальные правовые режимы могут снизить уровень правовой неопределенности и правовых рисков для всех участников.
Юридический статус регулятивной «песочницы», созданной Банком России в 2018 г., был оформлен вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», к этому моменту в рамках «песочницы» прошли апробацию около 60 проектов, 6 из которых были одобрены.