Дата публикации: 24.10.2024

О проблеме соблюдения Россией международных стандартов обращения с осужденными в современных условиях

Аннотация

Выбытие России из Совета Европы изменило приоритеты между факторами, определяющими совершенствование уголовно-исполнительной политики, уголовно-исполнительного законодательства и правоприменительной практики в сфере исполнения наказания. Данный факт привел к ослаблению влияния международных стандартов обращения с осужденными на политику государства, законодательство и пенитенциарную практику. Однако данное влияние не утрачено в полном объеме. Проблемам соблюдения Россией международных стандартов ООН и Совета Европы в отношении обращения с заключенными посвящена настоящая статья.




До начала 2022 г. наиболее настойчиво в плане имплементации международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительную политику, законодательство и практику исполнения уголовных наказаний действовали европейские структуры, в частности Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП), и Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). ЕКПП путем ежегодных инспекций мест принудительного содержания в Российской Федерации изучал и обобщал практику обращения с осужденными и направлял свои рекомендации государственным властям Российской Федерации. ЕСПЧ по жалобам осужденных и их родственников с учетом материалов инспекций ЕКПП принимал решения о нарушении Россией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и присуждал выплату финансовой компенсации пострадавшим лицам. Кроме того, ЕСПЧ в своих решения в отношении России предписывал принять так называемые меры общего характера, нередко заключающиеся в изменениях и дополнениях уголовно-исполнительного и иного законодательства. Вся эта деятельность сопровождалась различными формами дипломатического убеждения и экономического принуждения России к выполнению европейских стандартов.

На национальном уровне наиболее активными лоббистами учета европейских стандартов обращения с осужденными были общественные правозащитные организации. И это не удивительно, поскольку подавляющее большинство из них финансировались за счет зарубежных грантов, что, конечно, не способствовало обеспечению суверенитета Российской Федерации.

Оценивая взаимодействие Российской Федерации с Советом Европы (СЕ), следует отметить, что период времени от вступления России в эту организацию и вплоть до начала 20-х годов текущего столетия характеризуется как наиболее плодотворный. Европейские правозащитные структуры подходили к имеющимся нарушениям прав и законных интересов осужденных с определенным либеральным допуском, а именно с учетом непростого политического и социально-экономического положения России. В свою очередь национальная политическая элита, научное сообщество, государственный и общественный сектор воспринимали европейский правозащитный контроль сквозь «розовые очки», нередко видя в нем единственную панацею для улучшения дел в пенитенциарной сфере.

Список литературы

1. Белова Е.Ю. Характеристика содержания осужденных к лишению свободы с учетом международных стандартов : по материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, декабрь 2022 года : монография / Е.Ю. Белова, Ф.В. Грушин, О.Ю. Ельчанино
2. Кобец П.Н. Проблемы реализации международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной политике Российской Федерации / П.Н. Кобец // Вестник Самарского юридического института. 2012. № 2. С. 30–34.
3. Тепляшин П.В. Международные пенитенциарные стандарты и Европейская практика защиты прав заключенных. Ожидаемая перспектива для отечественного уголовно-исполнительного законодательства / П.В. Тепляшин, О.В. Обернихина // Вестник Кузбасского института ФСИН
4. Хуторская Н.Б. Содержание осужденных к лишению свободы с учетом европейских стандартов : по материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 12–18 ноября 2009 года / Н.Б. Хуторская ; под научной редакцией В.И. Селиверстова. Моск

Остальные статьи