Актуальные правовые, организационные и программные направления совершенствования деятельности учебно-методических центров «Авангард»
Аннотация
В статье приведены результаты научной аналитической работы по изучению деятельности по формированию в Российской Федерации учебно-методических центров «Авангард». Видится, что в дальнейшем развитии системы этих центров военно-патриотического воспитания и обучения главную роль играет совершенствование нормативно-правовой базы. Предложенные в статье направления совершенствования деятельности центров позволят централизовать эту систему, повысить эффективность применяемых методик обучения и управления материальной базой центров. В качестве вектора дальнейших исследований стоит обратиться к пространственно-территориальной организации системы этих центров, но об этом пойдет речь в следующих публикациях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 06/2024 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2024-6-2-7 |
Интенсификация исследовательской деятельности в сфере патриотического воспитания на сегодняшний день направлена на достижение цели повышения его эффективности. Среди всех проведенных за последние 5 лет исследований можно выделить следующие группы: 1) историографические исследования российской практики, направленные на изучение истории развития институциональной базы организации патриотического воспитания; 2) историографические исследования зарубежной практики патриотического воспитания; 3) психолого-педагогические исследования, направленные на разработку педагогических методов патриотического воспитания и системы оценки результатов их реализации; 4) правовые исследования нормативно-правовой базы патриотического воспитания; и др.
Подвергающиеся исследованиям объекты научного познания в российских исследованиях также можно разделить на несколько групп: 1) патриотические организации (исторические, музыкальные, спортивные и др.); 2) организации, осуществляющие военно-патриотическое обучение и воспитание; 3) образовательные организации; 4) организации, реализующие государственную политику в сфере патриотического воспитания (Министерство просвещения Российской Федерации, Росмолодежь, Роспатриотцентр, Роскультцентр и др.).
Исторически первыми в российском законодательстве наиболее детально правовые нормы регламентировали военно-патриотическое воспитание в соответствующем федеральном законе. Совместный приказ Минобрнауки России и Министерства обороны России, изданный во исполнение указанного федерального закона, закрепил порядок создания и функционирования специальных центров с привлечением специалистов в области военного дела, кадровых военных.
При анализе вопросов патриотического воспитания целесообразно обратиться к древнегреческой философии, в том числе непосредственно к ее разделу «Пайдейя». В Древней Спарте агогэ стало практическим выражением идей «пайдейи». Идеи «пайдейи» совершенствовались Аристотелем и Платоном. В целом основным направлением был поиск методов влияния на «фюзис» (греч. – в понимании «природа») человека с целью его дальнейшего гражданского воспитания. В. Йегер, обобщивший основные положения «пайдейи», сформулировал понятие «духа греческой нации» как выражение патриотической идеи. Позднее известный русский философ Иван Ильин назовет выразителем «национального духа» русский язык.