Дата публикации: 17.10.2024

Актуальные правовые, организационные и программные направления совершенствования деятельности учебно-методических центров «Авангард»

Аннотация

В статье приведены результаты научной аналитической работы по изучению деятельности по формированию в Российской Федерации учебно-методических центров «Авангард». Видится, что в дальнейшем развитии системы этих центров военно-патриотического воспитания и обучения главную роль играет совершенствование нормативно-правовой базы. Предложенные в статье направления совершенствования деятельности центров позволят централизовать эту систему, повысить эффективность применяемых методик обучения и управления материальной базой центров. В качестве вектора дальнейших исследований стоит обратиться к пространственно-территориальной организации системы этих центров, но об этом пойдет речь в следующих публикациях.




Интенсификация исследовательской деятельности в сфере патриотического воспитания на сегодняшний день направлена на достижение цели повышения его эффективности. Среди всех проведенных за последние 5 лет исследований можно выделить следующие группы: 1) историографические исследования российской практики, направленные на изучение истории развития институциональной базы организации патриотического воспитания; 2) историографические исследования зарубежной практики патриотического воспитания; 3) психолого-педагогические исследования, направленные на разработку педагогических методов патриотического воспитания и системы оценки результатов их реализации; 4) правовые исследования нормативно-правовой базы патриотического воспитания; и др.

Подвергающиеся исследованиям объекты научного познания в российских исследованиях также можно разделить на несколько групп: 1) патриотические организации (исторические, музыкальные, спортивные и др.); 2) организации, осуществляющие военно-патриотическое обучение и воспитание; 3) образовательные организации; 4) организации, реализующие государственную политику в сфере патриотического воспитания (Министерство просвещения Российской Федерации, Росмолодежь, Роспатриотцентр, Роскультцентр и др.).

Исторически первыми в российском законодательстве наиболее детально правовые нормы регламентировали военно-патриотическое воспитание в соответствующем федеральном законе. Совместный приказ Минобрнауки России и Министерства обороны России, изданный во исполнение указанного федерального закона, закрепил порядок создания и функционирования специальных центров с привлечением специалистов в области военного дела, кадровых военных.

При анализе вопросов патриотического воспитания целесообразно обратиться к древнегреческой философии, в том числе непосредственно к ее разделу «Пайдейя». В Древней Спарте агогэ стало практическим выражением идей «пайдейи». Идеи «пайдейи» совершенствовались Аристотелем и Платоном. В целом основным направлением был поиск методов влияния на «фюзис» (греч. – в понимании «природа») человека с целью его дальнейшего гражданского воспитания. В. Йегер, обобщивший основные положения «пайдейи», сформулировал понятие «духа греческой нации» как выражение патриотической идеи. Позднее известный русский философ Иван Ильин назовет выразителем «национального духа» русский язык.

Список литературы

1. Вавилин М.В. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере патриотического воспитания молодежи : диссертация кандидата юридических наук / М.В. Вавилин. Москва, 2022. 302 с.
2. Заводсков И.Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи в 1929–1941 гг. : на материалах Ульяновской области : диссертация кандидата исторических наук / И.Н. Заводсков. Ульяновск, 2024. 221 с.
3. Йегер В. Пайдейя : Воспитание античного грека : (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). В 2 томах. Т. 2 / В. Йегер ; перевод с немецкого М.Н. Ботвинника ; примечание И.А. Макарова. Москва : ГЛК Ю.А. Шичалина, 1997. 334 с.
4. Ильин И.А. О России и русской душе // Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 6. Кн. 3 / И.А. Ильин ; составитель, автор вступительной статьи и комментария Ю.Т. Лисица. Москва : Русская книга, 1997. 557 с.
5. Мезенцева А.И. Исторический обзор становления патриотического воспитания в России и за рубежом / А.И. Мезенцева // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 1 (17). С. 96–109.
6. Мейдер В.А. Пайдейя и алетейя: очерки философии образования / В.А. Мейдер, Е.А. Громова. Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2007. 452 с.
7. Платон. Пайдейя: Восхождение к доблести / Платон, Аристотель ; составитель, ответственный редактор, автор вводной статьи и примечания Г.Б. Корнетов. Москва : Издательство УРАО, 2002. 474 с.
8. Химич Ж.Г. Формирование профессионального патриотизма у студентов в образовательном процессе организаций СПО : диссертация кандидата педагогических наук / Ж.Г. Химич. Ставрополь, 2022. 203 с.
9. Möser J. von. Patriotische Phantasien / J. von Möser; Hrsg. von seiner Tochter J.W.J. v. Voigt., geb. Möser. Berlin : Nicolai, 1776–1778.

Остальные статьи