Право на информацию о деятельности органов муниципального управления и особенности его реализации в странах Восточной Европы
Аннотация
Статья посвящена проблемам доступа населения к публичной информации относительно деятельности органов муниципального управления в странах Восточной Европы и роли цифровизации в обеспечении такого доступа. Анализируется опыт правового регулирования цифровой трансформации органов публичной власти, включая органы муниципального управления, и внедрения в их деятельность современных информационных и коммуникационных технологий в таких странах, как Эстония, Словения, Хорватия, Болгария, Венгрия и Чехия. В качестве основных проблем в указанной сфере рассматриваются нехватка у муниципальных властей финансовых средств, слабая выраженность интерактивного аспекта цифровой демократии, недостаточная осведомленность граждан об оказываемых муниципальными властями услугах, распыленность необходимой информации по различным веб-сайтам. Отмечается и присутствие в деятельности ряда муниципальных властей коррупционной составляющей, что плохо совмещается с таким важнейшим принципом цифровизации, как транспарентность.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 04/2024 |
Страницы | 25-29 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2024-4-25-29 |
Динамика развития институтов местной демократии обычно определяется законодательными изменениями, направленными на усиление гласности в деятельности муниципальных властей, активизацию их взаимодействия с гражданами, в том числе посредством информирования последних по различным актуальным проблемам муниципальной жизни. Вопросам доступа населения к публичной информации, в том числе в режиме онлайн, уделяется повышенное внимание, поскольку без обеспечения такого доступа едва ли возможно развитие публичных коммуникаций и эффективная реализации гражданами своих прав в указанной области. Как подчеркивает испанский ученый Р.Г. Мачо, «современные политические системы нуждаются в хорошо информированных гражданах, способных участвовать в публичной жизни активно и эффективно».
В научной литературе выделяются три основных уровня участия населения в цифровом формате: предоставление гражданам информации, консультации с ними, а также поддержание диалога между органами власти и населением. Применительно к муниципальному уровню – наиболее близкому к гражданам – предоставление информации считается «базовой стадией» и определенным условием для последующего «оказания услуг населению в режиме онлайн и его непосредственного вовлечения в местную политику».
С учетом растущей важности информационной составляющей современной общественно-политической жизни принимаются специальные законы, регулирующие предоставление населению информации на постоянной основе в цифровом формате, в том числе и на местном уровне, а также порядок обеспечения доступа к ней граждан. Достаточно показательным и динамичным в данном отношении является регион Восточной Европы, где имеются весьма передовые практики в указанной области, но в то же время наблюдаются и ощутимые проблемы, а также дифференциация подходов к соответствующему регулированию.
В ряде восточно-европейских стран действуют весьма тщательно разработанные законы, нацеленные на цифровую трансформацию органов публичной власти и стимулирующие внедрение современных информационных и коммуникационных технологий. В качестве примера может быть приведена Эстония, «сумевшая привлечь к себе всемирное внимание благодаря своей развитой информационной и технологической инфраструктуре», а также системе образования, направленной на повышение цифровой грамотности учащихся и приобретение ими практических навыков в сфере современных технологий. Эстония признается «наиболее цифровизированной страной в современном мире, с уровнем цифровизации взаимодействия между государством и гражданином, составляющим 99%».
В Эстонии действует Закон о публичной информации 2000 г., «нацеленный на обеспечение того, чтобы общественность и каждый отдельный человек имели возможность доступа к информации, предназначенной для общественного пользования, на основе принципов демократического и социального правового государства и открытого общества» (§ 1). К важнейшим принципам предоставления информации, согласно данному Закону, относятся обеспечение доступа к информации максимально быстрым и удобным для всех способом (§4(2)), а также на бесплатной основе, за исключением случаев, когда оплата прямых расходов, связанных с выдачей информации, предусмотрена законом (§4(4)).