Дата публикации: 17.10.2024

Право на информацию о деятельности органов муниципального управления и особенности его реализации в странах Восточной Европы

Аннотация

Статья посвящена проблемам доступа населения к публичной информации относительно деятельности органов муниципального управления в странах Восточной Европы и роли цифровизации в обеспечении такого доступа. Анализируется опыт правового регулирования цифровой трансформации органов публичной власти, включая органы муниципального управления, и внедрения в их деятельность современных информационных и коммуникационных технологий в таких странах, как Эстония, Словения, Хорватия, Болгария, Венгрия и Чехия. В качестве основных проблем в указанной сфере рассматриваются нехватка у муниципальных властей финансовых средств, слабая выраженность интерактивного аспекта цифровой демократии, недостаточная осведомленность граждан об оказываемых муниципальными властями услугах, распыленность необходимой информации по различным веб-сайтам. Отмечается и присутствие в деятельности ряда муниципальных властей коррупционной составляющей, что плохо совмещается с таким важнейшим принципом цифровизации, как транспарентность.




Динамика развития институтов местной демократии обычно определяется законодательными изменениями, направленными на усиление гласности в деятельности муниципальных властей, активизацию их взаимодействия с гражданами, в том числе посредством информирования последних по различным актуальным проблемам муниципальной жизни. Вопросам доступа населения к публичной информации, в том числе в режиме онлайн, уделяется повышенное внимание, поскольку без обеспечения такого доступа едва ли возможно развитие публичных коммуникаций и эффективная реализации гражданами своих прав в указанной области. Как подчеркивает испанский ученый Р.Г. Мачо, «современные политические системы нуждаются в хорошо информированных гражданах, способных участвовать в публичной жизни активно и эффективно».

В научной литературе выделяются три основных уровня участия населения в цифровом формате: предоставление гражданам информации, консультации с ними, а также поддержание диалога между органами власти и населением. Применительно к муниципальному уровню – наиболее близкому к гражданам – предоставление информации считается «базовой стадией» и определенным условием для последующего «оказания услуг населению в режиме онлайн и его непосредственного вовлечения в местную политику».

С учетом растущей важности информационной составляющей современной общественно-политической жизни принимаются специальные законы, регулирующие предоставление населению информации на постоянной основе в цифровом формате, в том числе и на местном уровне, а также порядок обеспечения доступа к ней граждан. Достаточно показательным и динамичным в данном отношении является регион Восточной Европы, где имеются весьма передовые практики в указанной области, но в то же время наблюдаются и ощутимые проблемы, а также дифференциация подходов к соответствующему регулированию.

В ряде восточно-европейских стран действуют весьма тщательно разработанные законы, нацеленные на цифровую трансформацию органов публичной власти и стимулирующие внедрение современных информационных и коммуникационных технологий. В качестве примера может быть приведена Эстония, «сумевшая привлечь к себе всемирное внимание благодаря своей развитой информационной и технологической инфраструктуре», а также системе образования, направленной на повышение цифровой грамотности учащихся и приобретение ими практических навыков в сфере современных технологий. Эстония признается «наиболее цифровизированной страной в современном мире, с уровнем цифровизации взаимодействия между государством и гражданином, составляющим 99%».

В Эстонии действует Закон о публичной информации 2000 г., «нацеленный на обеспечение того, чтобы общественность и каждый отдельный человек имели возможность доступа к информации, предназначенной для общественного пользования, на основе принципов демократического и социального правового государства и открытого общества» (§ 1). К важнейшим принципам предоставления информации, согласно данному Закону, относятся обеспечение доступа к информации максимально быстрым и удобным для всех способом (§4(2)), а также на бесплатной основе, за исключением случаев, когда оплата прямых расходов, связанных с выдачей информации, предусмотрена законом (§4(4)).

Список литературы

1. Androniceanu A. Public Administration Digitalization and Government Effectiveness in the EU Countries / A. Androniceanu, I. Georgescu // Central European Public Administration Review. 2023. Vol. 21. Iss. 1. P. 7–30.
2. eDemocracy and eParticipation: The Precious First Steps and the Way Forward / eds. by R. Pohoryles, R. Decheva. Brussels : European Liberal Forum, 2017. 113 р.
3. E-government in Europe: Re-booting the State / eds. by P.G. Nixon, V.N. Koutrakou. London : Routledge, 2007. 220 p.
4. Engaging Citizens in Policy Making: e-Participation Practices in Europe / eds. by T. Randma-Liiv, V. Lember. Cheltenham : Edward Elgar, 2022. 320 p.
5. Participatory and Digital Democracy at the Local Level: European Discourses and Practices / eds. by G. Rouet, Th. Côme. Cham : Springer, 2023. 405 р.
6. Roblek, V. Direct Decision-Making Mechanisms and E-Democracy Tools: Cases of Austria, Croatia, Greece, Italy and Slovenia / V. Roblek, M.P. Bach, M. Meško // Rivista Trimestrale di Scienza dell’Amministrazione. 2022. Iss. 2. P. 1–34.
7. Ronchi A.M. e-Democracy: Toward a New Model of (Inter)active Society / A.M. Ronchi. Cham : Springer, 2019. 242 р.
8. The Right of Access to Public Information: An International Comparative Legal Survey / eds. by H-J. Blanke, R. Perlingeiro. Berlin : Springer, 2018. 856 p.
9. Wohlers T.E. Setting Sail into the Age of Digital Local Government: Trends and Best Practices / T.E. Wohlers, L.L. Bernier. New York : Springer, 2016. 123 р.

Остальные статьи