Обеспечение единства публичной власти через формирование системы образовательной и консультационно-методической поддержки муниципальных образований на примере Красноярского края
Аннотация
В статье анализируется практика обеспечения единства системы публичной власти в Красноярском крае путем создания регионального учреждения по консультационно-методической и образовательной поддержке местного самоуправления — Института государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края. Представлены основные направления работы и результаты деятельности Института.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 04/2024 |
Страницы | 21-25 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2024-4-21-25 |
В ходе реформы местного самоуправления, являющейся продолжением конституционной реформы 2020 г., одним из важнейших направлений является формирование единой системы публичной власти в Российской Федерации. К.А. Егоров и М.В. Свириденко в своей работе указывают, что интеграция в единую систему публичной власти должна отвечать ряду признаков, среди которых, на наш взгляд, отдельно следует выделить сотрудничество (паритетные права) и самостоятельность составляющих единую систему публичной власти элементов. Аналогичную позицию высказывает К.И. Коваленко, обращая внимание на то, что закрепление на конституционном уровне единства системы публичной власти прежде всего предполагает необходимость взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В связи с этим в процессе создания единой системы публичной власти перед государственными и муниципальными органами стоит проблема налаживания коммуникации, создания инструментов, которые помогали бы осуществлять оперативное взаимодействие и разрешать противоречия между уровнями публичной власти с одновременным обеспечением принципа самостоятельности органов местного самоуправления и невключения их в систему государственной власти. В то же время согласимся с мнением Н.Н. Мусиновой, которая отмечает, что организационное обособление органов местного самоуправления не предполагает обязательности функциональной обособленности, что предопределяет необходимость взаимодействия с органами государственной власти для достижения общих целей социально-экономического развития.
В настоящее время, как показали результаты форума «Малая Родина – сила России», муниципальные образования Российской Федерации нуждаются в институтах их поддержки, обмена опытом и консолидации усилий: в целях обеспечения нормативно-правового консультирования и информационно-аналитической поддержки по широкому спектру вопросов муниципального управления представлен Единый портал муниципального служащего – «муниципалитеты.рф». С учетом изложенного, рассматривая перспективные тенденции развития и функционирования единой системы публичной власти, представляется интересным рассмотреть практику Красноярского края, в которой сформирована по-своему уникальная система взаимодействия региональных и муниципальных властей.
Так, с одной стороны, взаимодействие органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления осуществляется традиционным образом «сверху вниз» путем создания специального органа при Губернаторе Красноярского края – Управления территориальной политики Губернатора Красноярского края (далее – Теруправление), к полномочиям которого относится взаимодействие Губернатора края с органами местного самоуправления муниципальных образований края, объединениями (ассоциациями) муниципальных образований края, а также осуществление отдельных полномочий Правительства Красноярского края в области местного самоуправления.