Дата публикации: 17.10.2024

О единой публично-правовой природе государственной гражданской службы и муниципальной службы

Аннотация

В статье рассматриваются отдельные аспекты регулирования государственной службы и муниципальной службы с точки зрения их единой публично-правовой природы. Переосмысление современного состояния организации местной власти с позиций конституционной новеллы 2020 г. ставит задачу пересмотреть существующее российское законодательство о государственной службе и муниципальной службе с целью установления единых правовых основ их деятельности в реализации публичной власти. В доктрине дана объективная оценка концептуальной основы того и другого вида службы, сходству базовых принципов их организации и основных характеристик статуса. Авторами они проанализированы через призму взаимодействия при решении общих задач публично-правового характера органами государственной и муниципальной власти. Результатом стал вывод об обоснованности объединения службы в органах публичной власти в единый институт публичной службы в государстве.




Общий публичный интерес, основанный на «строительстве сильной державы», направлен на формирование базисного построения системы всего государственного управления. При этом под государственным управлением сегодня, в контексте ст. 132 Конституции Российской Федерации, следует понимать не только деятельность органов государственной власти, но и органов местного самоуправления, призванных в системном единстве осуществлять публичную власть в России. Такое положение неизбежно ведет к переосмыслению современной модели организации местной власти, поднимая статус муниципальных служащих до уровня государственной службы, о чем свидетельствует российский исторический опыт местного самоуправления. Эту позицию разделяют современные ученые, отмечая усиление роли государственной власти в организации деятельности местного самоуправления, признавая, что «интеграция муниципального управления в систему государственного управления в России началась задолго до официального признания единства системы публичной власти».

Публично-правовая природа государственной гражданской службы и муниципальной службы определяется прежде всего характером ее деятельности – осуществлении властных полномочий от имени государства или муниципального образования в интересах населения. При этом следует отметить, что осуществление органами местного самоуправления переданных соответствующими федеральными и региональными законами отдельных государственных полномочий «размывает» установленный ст. 12 Основного закона Российской Федерации институциональный «водораздел», от которого законодательство принимает два направления – о государственной службе и о муниципальной службе. Не умаляя специфику местных органов власти, призванных решать насущные хозяйственные вопросы на территории муниципального образования, невозможно отрицать и участие местного самоуправления в реализации общих государственных задач, степень вовлеченности которых несомненно возрастает с признанием их полноправным элементом единой системы публичной власти.

Статья 18 Конституции Российской Федерации смыслом и содержанием деятельности государственных органов исполнительной власти, местного самоуправления определила соблюдение прав и свобод человека и гражданина, объединив их под «флагом» главной конституционной ценности нашего государства и определив публичный характер их деятельности.

Двойственная природа местного самоуправления, которое, с одной стороны, обладает собственными властными полномочиями по решению вопросов местного значения, а с другой стороны, так или иначе всегда участвовало в осуществлении отдельных государственных функций, повлияла на дуалистичный характер муниципальной службы.

Созданная как профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта), муниципальная служба имеет общие положения в части принципов и правового статуса с государственной гражданской службой, что закреплено в ст. 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) и ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

Список литературы

1. Авакьян С.А. Местное самоуправление как форма публичной власти: конституционные ожидания и реальные конструкции / С.А. Авакьян // Юридический мир. 2020. № 1. С. 15–20.
2. Аленина И.В. Направления совершенствования муниципальной службы в связи с провозглашением принципа единства системы публичной власти / И.В. Аленина // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2023. № 1. С. 6–9.
3. Карев Д.А. Принципы муниципальной службы: подходы к классификации / Д.А. Карев // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 5. С. 51–59.
4. Киреева Е.Ю. Проблемы реализации принципа взаимосвязи государственной и муниципальной службы / Е.Ю. Киреева // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 3. С. 38–40.
5. Кожевников О.А. Законодательство о муниципальной и государственной гражданской службе через призму конституционных трансформаций / О.А. Кожевников // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2022. № 2. С. 16–20.
6. Мигущенко О.Н. Народовластие и единая система публичной власти / О.Н. Мигущенко // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2022. № 2. С. 5–10.
7. Михеев Д.С. Местное самоуправление в России: наш путь длиною в полтора столетия / Д.С. Михеев // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2023. Т. 9. № 3. С. 223–231.

Остальные статьи