Реформы местного самоуправления: модели организации, статус муниципальных образований, особенности административных центров
Аннотация
В статье рассматриваются изменения федерального законодательства о местном самоуправлении прошедших лет, выделяются особенности для административных центров.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 04/2024 |
Страницы | 15-18 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2024-4-15-18 |
Начатая в 2014 г. и продолжающаяся в некоторой степени по настоящее время реформа местного самоуправления стала выражением накопленного эффекта выстраивания вертикально ориентированной власти в субъектах Российской Федерации, с учетом тенденции на постепенную централизацию и увеличение роли государственного влияния на муниципальные образования и местное самоуправление.
Реформа была воспринята неоднозначно, побудив ожесточенные дискуссии как в рядах депутатского корпуса всех уровней, а также специалистов-правоведов и простых жителей. Критические настроения были вызваны в связи с тем, что предложенные шаги будто бы направлены на возрождение советской модели государственного управления на местах, снижая степень влияния населения на решение вопросов местного значения.
Ключевыми вопросами реформы стали: внесение изменений в механизм и порядок формирования представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в частности, в порядок непрямых выборов депутатов и глав муниципальных образований, вопросы компетенции сельских поселений и районов, а также вопрос правового положения новых муниципальных образований.
Критика изменений во многом связана с изменением подхода к модели организации местного самоуправления. Одной из организационных моделей местного самоуправления является подход, когда глава муниципального образования избирается населением, проживающим на территории конкретного муниципального образования, с учетом всех принципов избирательного процесса, и после избрания возглавляет местную администрацию. Представительный орган также избирается населением. В теории зарубежного административного права такая модель также известна как «сильный мэр – совет», которая больше характерна для стран романо-германской правовой семьи.
Следующую модель можно охарактеризовать как «сильный совет – слабый мэр», она также известна, как модель «сити-менеджер». Характерными чертами такого подхода организации системы власти становится то, что глава муниципального образования избирается населением в представительный орган и исполняет полномочия председателя представительного органа, в свою очередь глава местной администрации «нанимается» на основании заключенного с ним контракта.