Дата публикации: 17.10.2024

Реформы местного самоуправления: модели организации, статус муниципальных образований, особенности административных центров

Аннотация

В статье рассматриваются изменения федерального законодательства о местном самоуправлении прошедших лет, выделяются особенности для административных центров.




Начатая в 2014 г. и продолжающаяся в некоторой степени по настоящее время реформа местного самоуправления стала выражением накопленного эффекта выстраивания вертикально ориентированной власти в субъектах Российской Федерации, с учетом тенденции на постепенную централизацию и увеличение роли государственного влияния на муниципальные образования и местное самоуправление.

Реформа была воспринята неоднозначно, побудив ожесточенные дискуссии как в рядах депутатского корпуса всех уровней, а также специалистов-правоведов и простых жителей. Критические настроения были вызваны в связи с тем, что предложенные шаги будто бы направлены на возрождение советской модели государственного управления на местах, снижая степень влияния населения на решение вопросов местного значения.

Ключевыми вопросами реформы стали: внесение изменений в механизм и порядок формирования представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в частности, в порядок непрямых выборов депутатов и глав муниципальных образований, вопросы компетенции сельских поселений и районов, а также вопрос правового положения новых муниципальных образований.

Критика изменений во многом связана с изменением подхода к модели организации местного самоуправления. Одной из организационных моделей местного самоуправления является подход, когда глава муниципального образования избирается населением, проживающим на территории конкретного муниципального образования, с учетом всех принципов избирательного процесса, и после избрания возглавляет местную администрацию. Представительный орган также избирается населением. В теории зарубежного административного права такая модель также известна как «сильный мэр – совет», которая больше характерна для стран романо-германской правовой семьи.

Следующую модель можно охарактеризовать как «сильный совет – слабый мэр», она также известна, как модель «сити-менеджер». Характерными чертами такого подхода организации системы власти становится то, что глава муниципального образования избирается населением в представительный орган и исполняет полномочия председателя представительного органа, в свою очередь глава местной администрации «нанимается» на основании заключенного с ним контракта.

Список литературы

1. Баженова О.И. Об участии муниципальных образований в управлении развитием территории в контексте реформы городских округов / О.И. Баженова // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3. С. 49–55.
2. Благов Ю.В. Эволюция муниципального права в 2014–2016 гг. / Ю.В. Благов // Правоприменение. 2017. Т. 1. № 2. С. 141–154.
3. Комлев Е.Ю. Межмуниципальное сотрудничество: некоторые проблемы и перспективы развития в контексте муниципальной реформы / Е.Ю. Комлев // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 9. С. 15–19.
4. Объединение муниципальных образований: опыт Финляндии и основы Российского законодательства : сборник / под общей редакцией В. Скоробогатова, И. Макарова ; перевод с финского Е. Богданова. Санкт-Петербург : Вести, 2011. 127 с.
5. Чихладзе Л.Т. Новые тенденции формирования органов местного самоуправления в Российской Федерации / Л.Т. Чихладзе // Юридическая наука. 2017. № 1. С. 47.

Остальные статьи