Об использовании инструментов превенции в контрольной деятельности муниципальных органов
Аннотация
В статье анализируется текущее состояние и возможные перспективы использования добровольных превентивных мероприятий в контрольной деятельности муниципальных органов. Отмечено, что в настоящее время в силу ограничений, наличествующих в федеральном законодательстве, муниципальные органы при осуществлении муниципального контроля лишены возможности применять мероприятия независимой оценки соблюдения обязательных требований. С учетом выявленной тенденции, что муниципальные органы ориентированы на предотвращение потенциальных, а не на выявление совершенных правонарушений, автором сделан вывод о целесообразности наделения муниципальных органов правом применения независимой оценки соблюдения обязательных требований.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 04/2024 |
Страницы | 12-14 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2024-4-12-14 |
31 декабря 2023 г. вступили в силу последние положения Федерального закона от 31 июля 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ). Данный акт призван повысить результативность и эффективность контрольной (надзорной) деятельности за счет сокращения числа нарушений обязательных требований, а также существенно снизить административное давление на бизнес за счет более детальной регламентации деятельности контрольных (надзорных) органов и их ориентации на предотвращение случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В обновленном законодательстве был предусмотрен ряд важных нововведений, затрагивающих в том числе вопросы различных видов муниципального контроля, регулирование которого долгое время оставалось без должного внимания со стороны законодателя. Так, в качестве одного из принципов контрольной (надзорной) деятельности был предусмотрен приоритет профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по отношению к принудительным контрольным (надзорным) мероприятиям. Помимо этого, был установлен перечень не только профилактических мероприятий, проводимых контрольными (надзорными) органами, но и мероприятий, связанных с независимой оценкой соблюдения обязательных требований, которые проводятся контролируемыми лицами. Обозначенные мероприятия, проведение которых зависит от контролируемых лиц, не были включены в единую главу с профилактикой рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Согласно авторской позиции, данные мероприятия носят статус «превентивных».
Следует упомянуть, что проведение отдельных превентивных мероприятий может полностью заменить отдельные виды планового контроля (надзора), в том числе муниципального контроля. Так, была предусмотрена возможность освобождения контролируемого лица от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований (далее – вред [ущерб]). Механизм заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) предполагает, что страховая организация будет осуществлять предварительный и регулярный контроль в отношении контролируемого лица, застраховавшего свою деятельность от риска причинения вреда (ущерба). Страховая организация в данном случае будет прямо заинтересована в соблюдении контролируемым лицом обязательных требований и минимизации в деятельности такого лица рисков причинения вреда (ущерба), поскольку это будет влечь снижение возможности наступления страхового случая и выплаты страхового возмещения.
Также в обновленном законодательстве было предусмотрено, что от плановых контрольных (надзорных) мероприятий могут быть освобождены контролируемые лица, получившие заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований, выданное организацией, независимой от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованной в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции, либо состоящие в саморегулируемой организации, заключившей с контрольным (надзорным) органом соглашение о признании результатов деятельности такой саморегулируемой организации. Данный механизм предполагает, что плановый контроль (надзор) в отношении контролируемых лиц по соглашению между контрольными (надзорными) органами и независимыми юридическими лицами (саморегулируемыми организациями и (или) независимыми органами инспекции) может быть заменен на независимую оценку соблюдения обязательных требований, проводимую такими юридическими лицами.