Контрольно-счетные органы и общественные палаты (советы) муниципальных образований в России: современные проблемы и перспективы взаимодействия (публично-правовой анализ)
Аннотация
Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу современных проблем и перспектив взаимодействия контрольно-счетных органов и общественных палат (советов) муниципальных образований. В работе отмечается, что вышеназванное взаимодействие усложняется тем, что контрольно-счетные органы муниципальных образований выступают в двояком статусе: с одной стороны, их деятельность, акты и решения являются разновидностью объектов общественного контроля, а с другой стороны, они вступают во взаимодействие с субъектами общественного контроля в процессе рассмотрения итоговых его документов в качестве органов власти, уполномоченных на осуществление муниципального контроля за деятельностью органов и организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль. Целью научного исследования выступает не только формализация и анализ основных проблем, препятствующих вышеназванному взаимодействию, но и разработка, а также обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 04/2024 |
Страницы | 7-11 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2024-4-7-11 |
Вопросы правовой природы контрольно-счетных органов муниципальных образований в России широко исследуются в работах С.А. Алимова, Е.Г. Беликова, А.Т. Хабибуллиной и многих других авторов. Важное значение в исследовании механизма внешнего контроля деятельности, актов и решений муниципальных органов власти играют и посвященные анализу организации и деятельности муниципальных общественных палат (советов) работы таких авторов, как, например Н.А. Антонова, Л.Н. Васильева, В.В. Гриб, Т.Н. Михеева, Д.А. Сафин. Однако доля научных работ, затрагивающих механизм взаимодействия органов внешнего муниципального финансового контроля и субъектов общественного контроля, представляется незначительной, чем и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого является не только выявление основных проблем, препятствующих организации эффективного взаимодействия контрольно-счетных органов и общественных палат (советов) муниципальных образований, но и разработка системы мероприятий по разрешению указанных проблем.
Конституционные принципы народовластия и участия граждан России в управлении делами государства нуждаются в системе правовых гарантий, которыми обеспечивается их реализация, охрана и защита. Важное место в системе вышеназванных гарантий занимает система сдержек и противовесов, в ходе функционирования которой отдельные органы публичной власти осуществляют контрольные полномочия по отношению к другим органам публичной власти и иным субъектам права, обеспечивая реализацию как вышеназванных конституционных принципов, так и принципов законности, ответственности, гласности, коллегиальности и единоначалия, федерализма и ряда иных в организации и деятельности органов публичной власти. Кроме того, существенную роль в обеспечении реализации, охраны и защиты системы конституционных принципов в России играет и институт общественного контроля, посредством которого граждане, а также общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, принимают участие в контроле за деятельностью, актами и решениями органов публичной власти, а также иных объектов общественного контроля.
В рамках настоящего научного исследования представляет большой научный и практический интерес анализ механизма взаимодействия органов муниципального контроля (в лице контрольно-счетных органов муниципального образования) с субъектами общественного контроля на муниципальном уровне (в лице общественных палат (советов) муниципальных образований), так как деятельность и органов внешнего муниципального финансового контроля, и субъектов общественного контроля, направлена на обеспечение законности в деятельности органов местного самоуправления, а также на обеспечение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих в конкретных муниципальных образованиях страны. Кроме того, обе разновидности контрольных субъектов являются, с одной стороны, внешними по отношению к системе органов местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании, а с другой стороны, самостоятельными в организации и проведении контрольных мероприятий.