Реализация лицом, в отношении которого ведется проверка сообщения о преступлении, права на защиту: проблемы уголовно-процессуальной регламентации
Аннотация
В статье исследуются проблемные аспекты участия защитника в уголовном судопроизводстве на этапе возбуждения уголовного дела; продемонстрированы негативные тенденции правоприменительной практики, обусловленные необеспечением права на защиту лица, в отношении которого фактически инициированы проверочные действия в ходе рассмотрения сообщения о преступлении; проанализированы подходы Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ в сфере реализации таким субъектом своего права на защиту; также анализируются обновленные правила определения выплат в рамках вознаграждения адвоката за оказание квалифицированной юридической помощи на стадии возбуждения уголовного дела, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2024 г. № 796 и направленные на создание правовой основы для привлечения к участию в уголовном процессе защитника по назначению на этапе проверки сообщений о преступлении.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Адвокатская практика № 04/2024 |
Страницы | 25-29 |
DOI | 10.18572/1999-4826-2024-4-25-29 |
Вопросам участия адвоката (защитника) в стадии возбуждения уголовного дела уделено пристальное внимание представителей научной общественности и адвокатского корпуса. Спектр разрабатываемых в науке проблем охватывает различные аспекты реализации права на защиту на первоначальном отрезке уголовно-процессуальной деятельности: неадаптированность законодательных формулировок и отдельных правовых комплексов для возможного участия защитника на этапе решения вопроса о возбуждении уголовного дела и наделения лица статусом подозреваемого; неопределенность в контексте ч. 1.1. ст. 144 УПК РФ процессуального статуса адвоката, представляющего интересы заявителя, опрашиваемого лица и других участников проверки; недостаточно проработанный механизм обеспечения участия защитника с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления; отсутствие ответственности должностных лиц в случаях необоснованного отказа в допуске защитника при производстве проверочных мероприятий и проч. Несмотря на существующее многообразие научных воззрений и предложений по части обеспечения прав лиц, в отношении которых фактически осуществляется уголовное преследование в самый начальный момент досудебного производства, задача обеспечить своевременную реализацию прав на защиту уголовно преследуемых лиц не снимается с повестки дня.
Как мы знаем, законодатель предпринимает решительные попытки урегулировать спорные вопросы участия адвоката в первоначальной стадии досудебного производства: в пакете многочисленных изменений, охватывающих этап доследственной проверки, Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» был введен п. 6 ч. 3 ст. 39 УПК РФ, согласно которому защитник получил возможность вступать в уголовный процесс с начала проведения следственного или иного процессуального действия в отношении проверяемого лица в ходе рассмотрения сообщения о преступлении. Одномоментно в ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ было закреплено право пользоваться услугами адвоката всеми участниками проверки без конкретизации их текущего процессуального статуса, что соответствует специфике субъектного состава первоначальной стадии процесса.
В начале текущего года Федеральным законом от 14 февраля 2024 г. № 9-ФЗ «О внесении изменений в статьи 131 и 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» также внесено еще одно весомое уточнение ст. 131 и 132 УПК РФ, а именно устранена неопределенность при решении вопроса об отнесении произведенных на этапе доследственной проверки расходов к процессуальным издержкам. В обновленной редакции Положения о порядке и размере возмещения процессуальных издержек по всему документу слова «производство по уголовному делу» также заменены словами «уголовное судопроизводство», скорректированы правила определения порядка выплаты вознаграждения адвокату в случае его участия в стадии возбуждения уголовного дела, в них, помимо прочего, есть упоминание об осуществлении «полномочий адвоката по соответствующим материалу проверки сообщения о преступлении».