Актуальные проблемы действия юрисдикционных иммунитетов иностранного государства на территории Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые дискуссионные проблемы действия юрисдикционных иммунитетов иностранного государства на территории Российской Федерации. Обращается внимание на то, что с течением времени изменился общий подход к пониманию сущности иммунитета государства, что в основном связано с потребностями современной международной экономической жизни. В работе на основе анализа доктринальных положений и материалов правоприменительной практики предложен наиболее оптимальный концептуальный подход, позволяющий сбалансировать интересы государств в суде и достичь исполнимости выносимых в отношении них судебных решений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Администратор суда № 04/2024 |
Страницы | 49-53 |
DOI | 10.18572/2072-3636-2024-4-49-53 |
Проблемы действия юрисдикционных иммунитетов иностранного государства на территории Российской Федерации возникли давно, приобрели особую остроту в связи с активным развитием международных экономических связей и получили свое более или менее удачное разрешение только с принятием Федерального закона от 3 ноября 2015 г. № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства» (далее — Федеральный закон «О юрисдикционных иммунитетах»). Однако общий подход к разрешению исследуемых проблем продолжает эволюционировать, поскольку национальное законодательство и неоднозначная практика его применения порождают сложности с исполнимостью судебных решений, вынесенных в отношении иностранных государств.
Исследованию поднимаемых в статье проблем в разное время были посвящены научные работы В.В. Афанасьева, М.М. Богуславского, О.А. Евменчиковой, М.Е. Лебедевой, В.А. Мальцева, Ж.И. Седовой, И.В. Силкиной, Э.В. Туманова, И.В. Федорова, И.О. Хлестовой, А.О. Четверикова и др., однако далеко не все рассматриваемые учеными дискуссионные вопросы получили свое окончательное разрешение. Исследованию некоторых таких вопросов посвящена данная статья.
Прежде всего обратимся к этимологии научного понятия «иммунитет» (лат. immunitas). Это понятие произошло от латинского слова «munus» — обязанность, повинность. Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, иммунитет — «невосприимчивость к какому-нибудь заразному заболеванию»; «предоставленное кому-нибудь исключительное право не подчиняться некоторым общим законам». В Большом этимологическом словаре русского языка Г.Ю. Багриновского говорится, что иммунитет — «1. Неприкосновенность. 2. Невосприимчивость к заболеванию». В Биологическом энциклопедическом словаре отмечается, что иммунитет — «…невосприимчивость, резистентность, сопротивляемость, способность организма защищать свою собственную целостность и биологическую индивидуальность».
Как видим, понятие «иммунитет» активно использовалось и используется биологической наукой, откуда и перекочевало в юридическую. В интересующем нас значении понятие «иммунитет» сложилось к началу XVIII в. Обладающий иммунитетом — это свободный от повинностей, обязанностей. Легальная дефиниция понятия «иммунитет государства» в современном российском законодательстве отсутствует. Для настоящей статьи предлагается определить это понятие как независимость государства от юрисдикций иностранного государства, влекущую за собой его изъятие из правоотношений с данным государством в целях сохранения его сущности и правового статуса.
Институт иммунитета государства — комплексный, сочетающий в себе как публично-правовые, так и частноправовые начала. Он имеет длительную историю развития. Нормы об иммунитете государства первоначально формировались как обычные; затем нашли отражение в судебной практике и, наконец, получили закрепление в международных договорах и национальных актах. Как известно, принцип иммунитета государств, как и их собственности, от иностранной юрисдикции прямо следует из общепризнанного международного принципа суверенитета и равноправия государств. Таким образом, если государство обладает суверенитетом, оно должно обладать и иммунитетом (по общему правилу, независимо от международной практики или обычая). На первом этапе развития концепции иммунитета государства традиционно считалось, что государство — субъект исключительно публичный и, значит, обладает абсолютным иммунитетом (до XIX в.), к тому же, как известно, «равный над равным власти не имеет». В дальнейшем, на втором этапе развития исследуемой концепции, постепенно стало приходить осознание того, что государство имеет двойственную природу — в одних общественных отношениях оно выступает как публичное образование и в полной мере осуществляет свои властные полномочия, а в других выступает наравне с юридическими и физическими лицами как субъект частного права, не пользуясь привилегиями своего публичного статуса. Не в последнюю очередь появление такой теории было связано с происходившими изменениями в мировой экономике — бурным развитием международных связей, и прежде всего международной торговли.