Дата публикации: 17.10.2024

История взаимодействия судебных органов со средствами массовой информации во второй половине XIX в. (на материалах Новгородской губернии)

Аннотация

Статья посвящена анализу истории развития взаимодействия судебных органов со средствами массовой информации в Российской империи XIX в. Используемые автором материалы официальной прессы Новгородской губернии позволяют проследить основные тенденции в практике реализации государственной политики использования печатных средств массовой информации в целях обеспечения населения информацией о деятельности судебных органов. Формы взаимодействия раскрываются на примерах публикации объявлений, судебных извещений и вызовов, ведомостей о материальном содержании судей, репортажей из залов судебных заседаний, указов Правительствующего Сената.




Взаимодействие судебных органов со средствами массовой информации имеет целью обеспечение пользователей информацией о деятельности судов. Именно в таком контексте трактуется суть взаимодействия судов, органов Судебного департамента и судейского сообщества с редакциями средств массовой информации в ст. 21 Федерального закона от 22 декабря 2008 г., регулирующего порядок обеспечения доступа к информации о деятельности судов Информационное освещение деятельности судебных органов, открытость судебной практики для представителей СМИ является одной из гарантий принципа гласности правосудия, без реализации которого невозможно прогрессивное развитие правовой системы страны. Задача обеспечения объективного, достоверного и оперативного информирования населения о деятельности судов в современных условиях звучит весьма актуально. Однако сама идея сотрудничества суда со средствами массовой информации для обеспечения эффективности судебного делопроизводства, процессуальной практики и для достижения открытости правосудия в России, как известно, восходит к принципу гласности правосудия, провозглашенному Судебной реформой 1864 г. Можно говорить и о более ранних исторических предпосылках для утверждения открытости суда в России. Тенденция формирования правового контента официальной прессы наблюдалась с самого начала правления Александра II (1855 г.). В свое время А.Ф. Вертеловский обращал внимание на факт начала активной преобразовательной деятельности в стране сразу после коронации императора. Преобразования не могли не затронуть сферу официальной печати. На местах, в российских губерниях, роль официальных периодических изданий играли губернские ведомости, соответствующий статус которых был закреплен в 1838 г. при Николае I.

К началу реформ Александра II в Российской империи был накоплен значительный опыт централизованного регулирования редакционной и издательской деятельности. С 1828 г. действовал Цензурный устав, пришедший на смену Уставу о цензуре 1804 г. Особое внимание власти к институту цензуры объяснялось сменой в начале XIX в. вектора правовой политики. Весь репрессивный аппарат государства выстраивался в расчете на противостояние, борьбу с политической оппозицией, представленной в прессе либерально-буржуазными идеями. Как считает Н.В. Акимова, для первой половины XIX в. был характерен отказ от модернизации уголовно-правовой политики в пользу особого внимания к преступности политической. Поэтому специальные нормы, нацеленные на регулирование практики представления в прессе правовой информации, начинают появляться лишь со второй половины века. В 1862 г. указом были утверждены временные правила цензуры, а в 1863 г. порядок публикации информации «по судебной части». Последним указом запрещалось публиковать имена лиц, названия мест и учреждений при рассуждениях о недостатках и злоупотреблениях «по судебной части». Что касается информации о расписании судебных заседаний, вызовах в суд, розыске лиц судебными следователями, то за весь XIX в. единого регламента в отношении таковой выработано так и не было. Поэтому публикации объявлений в одних и тех же номерах губернских ведомостей демонстрируют совершенно разные подходы к определению объема доступной для широкой публики информации в объявлениях о судебных заседаниях и в «розыскных статьях». В размещенном в майском номере Новгородских губернских ведомостей 1863 г. кратком извлечении из первого тома Сборника циркуляров Министерства внутренних дел были представлены правила, касающиеся издания губернских ведомостей. Параграфом 209 правил определялся порядок публикации объявлений «об отыскании лиц». Обращалось внимание на важность «ясного обозначения примета» разыскиваемых лиц. При этом в противовес существовавшей ранее практике предписывалось ограничить объявление вызовом для заслушания приговора, без разъяснения состава правонарушения и содержания самого приговора. Такой же подход, предусматривающий сокращение

Список литературы

1. Акимова Н.В. Эволюция уголовной политики в императорской России / Н.В. Акимова // История государства и права. 2019. № 12. С. 49–58.
2. Вертеловский А.Ф. Реформы императора Александра II : исторический очерк / А.Ф. Вертеловский. Харьков : Университетская типография, 1880. 46 с.
3. Воловская Н.М. Взаимодействие судебных органов со средствами массовой информации: проблемы и направления совершенствования / Н.М. Воловская, Л.К. Плюснина, С.В. Ровбель // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. 2012.
4. Колосович М.С. Развитие теории о гласности в уголовном судопроизводстве России второй половины XIX — начала XX в. / М.С. Колосович, Б.П. Смагоринский, О.Б. Дронова // Общество и право. 2020. № 4 (74). С. 60–65.
5. Шевцов В.В. Губернские ведомости в законодательстве Николая I / В.В. Шевцов // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 308. С 110–114.

Остальные статьи