Полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений: вопросы теории
Тип | Статья |
Издание | Человек и закон № 10/2024 |
Страницы | 30-36 |
Для Российской Федерации (далее — Россия, РФ) земля является особым компонентом природной среды, имеющим важное экономическое и социальное значение. Среди природных ресурсов она занимает особое значение, что отражено в действующей Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ), которая провозгласила возможность нахождения земли в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. «Установление множественности форм собственности на землю явилось одним из основных достижений земельной реформы в нашей стране». Следует согласиться с мнением ученых-юристов о выделении земельной функции как составляющей экономической функции современного российского государства.
С принятием Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» конституционное положение о самостоятельности местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ) представляется дискуссионным, однако практика реализации данного закона не наработана. Мы исходим из того, что основным законом, устанавливающим правовые и иные принципы организации местного самоуправления (далее также — МСУ) в России, по-прежнему является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также — Федеральный закон № 131-ФЗ).
Полномочия уровней государственной власти в общем формате определены российской Конституцией (ст. 71–73). Вопросы местного значения на конституционном уровне не урегулированы и для большинства муниципальных образований определяются Федеральным законом № 131-ФЗ (ст. 14–16, 16.2). Исключением являются внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) городов федерального значения (субъекты РФ), для которых перечень вопросов местного значения определяется законами этих субъектов РФ (п. 3 ст. 79 Федерального закона № 131-ФЗ). С момента принятия Федерального закона № 131-ФЗ (2003 г.) существенно изменился подход к организации двухуровневой модели МСУ: создание муниципальных округов (вид муниципальных образований, введенный редакцией Закона в 2019 г.) представляется нам слабо обоснованным (что явилось основанием для пересмотра дефиниции данного вида (статуса) муниципальных образований и установления переходного периода для приведения их в соответствие новому определению). Организация МСУ в городских округах с внутригородским делением, по нашему мнению, размывает двухуровневую организацию местного самоуправления (внутригородской район не относится к муниципальному образованию первого уровня) и слабо востребована практикой.