Особо охраняемые природные территории местного значения: общая характеристика законодательства и категории
Аннотация
В статье исследуется законодательство субъектов Российской Федерации об особо охраняемых территориях местного значения. Дается его общая характеристика, отмечаются особенности юридической техники. На основе анализа регионального законодательства составлен список категорий особо охраняемых территорий местного значения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 05/2024 |
Страницы | 8-13 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2024-5-8-13 |
Охрана окружающей среды является одной из приоритетных задач Российской Федерации. Ее реализация производится различными способами, но одним из наиболее эффективных является создание особо охраняемых природных территорий (далее —ООПТ).
По официальным данным, в 2022 г. (на момент написания статьи это наиболее актуальная информация) территории ООПТ федерального, регионального и местного значения (их насчитывается 11 900) составили 244,3 млн га или 14,3% площади Российской Федерации без учета площадей ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. В целом, как отмечают составители Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году», «с 2014 по 2022 г. общая площадь ООПТ увеличилась на 42,0 млн га, что является показателем эффективности государственного управления в сфере ООПТ в Российской Федерации».
В преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях») дается определение особо охраняемых природных территорий (поскольку оно общеизвестно, здесь мы его не приводим). В части 2 ст. 2 того же нормативного правового акта перечисляются шесть категорий ООПТ. Из них две категории (государственные природные заповедники и национальные парки) относятся только к ООПТ федерального значения, а природные парки — только к ООПТ регионального значения. Остальные категории ООПТ (государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады) могут относиться к ООПТ федерального или регионального значения. Также ст. 28 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» допускает образование дендрологических парков и ботанических садов государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» субъекты Российской Федерации своими законами вправе устанавливать также иные категории ООПТ регионального и местного значения. Часть 4 той же статьи, наряду с ООПТ федерального и регионального значения, допускает существование ООПТ местного значения, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут создавать ООПТ местного значения только на земельных участках, которые находятся в собственности соответствующего муниципального образования. Это означает, что на участках, находящихся в иных формах собственности в пределах муниципального образования, органы местного самоуправления не вправе создавать ООПТ местного значения.