Методологический подход к пониманию и регулированию рационального природопользования
Аннотация
В статье исследуются вопросы методологии применительно к пониманию рационального природопользования и их использования в правовом регулировании использования земли и других природных ресурсов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 05/2024 |
Страницы | 2-8 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2024-5-2-8 |
В Большом толковом словаре русского языка «рациональный» определяется как основанный на разуме, логике; разумный, рассудочный; организованный наиболее разумным способом; целесообразный. Приведенные лингвистические характеристики рационального вполне применимы и к использованию природных ресурсов, природопользованию.
Рациональное природопользование — разумное природопользование. В его содержательной основе лежат прежде всего экологические характеристики, показатели, критерии. Это экологически системно согласованное, допустимое, оправданное природопользование.
Рациональное природопользование — это качественная, всегда системная характеристика использования земли и других природных ресурсов. В цивилизационном контексте она всегда присуща природопользованию. В таком качестве природопользование традиционно и априори закрепляется в законодательстве. Но и вне законодательного регулирования разумный человек будет вести себя в природе рационально. Как органичная часть природы он подсознательно может воспринимать именно такой вариант поведения.
Такой цивилизационный контекст рационального природопользования мы можем видеть и выводить из принципа природной обусловленности жизнедеятельности человека и общества. Сам же этот принцип вытекает отчасти из того факта, что человек — часть природы. Как биологическое существо человек вполне зависим от нее, как и любой другой вид: трудно представить какой-либо вид животного мира, который допускал бы нерациональное пользование природой. Подчинение человеческого существования монополии природной обусловленности, чтобы на этой основе в дальнейшем прийти в согласие с природой, разрешив противоречия с ней, позволило А.С. Шестерюку сформулировать понятие «право природы».
В контексте принципа природной обусловленности жизнедеятельности человека и общества и связанного с ним принципа рационального природопользования признание земли и других природных ресурсов в качестве основы жизни и деятельности народов, а, соответственно — зависимости человека и общества от природы в свете концепции рационального природопользования имеет особое методологическое значение для теории права, экологического и природоресурсного права и правовой системы в целом. Природа как живой организм, развивающаяся в течение миллиардов лет на основе собственных объективно действующих законов и закономерностей, являет собой пример способности поддерживать порядок. Нет ничего более упорядоченного, чем природа, говорил Цицерон. В контексте исследуемого в статье предмета на весьма существенное обстоятельство обратил внимание авторитетный теоретик публичного права Г.В. Мальцев: «Правовой порядок есть часть упорядоченной природы, он должен быть однороден с нею; природа права конгруэнтна, то есть совместима, соразмерна, относима к природе вообще, поэтому главное методологическое требование к природе права — удовлетворять человеческим представлениям о природности всех вещей».