Диспозитивный и императивный методы правового регулирования: философско-правовой генезис и междисциплинарная экстраполяция
Аннотация
В данной статье понятия «диспозитивность» и «императив» рассматриваются в качестве методов правового регулирования с философско-правовых позиций. Автор проводит параллели с наличием свободы воли у индивида в философской парадигме, отождествляя такое положение вещей с диспозитивным началом в праве, и, напротив, размышляет о детерминизме как о некой упорядоченности, присущей императивному методу. Наиболее любопытным представляется взгляд автора на соотношение использования ранее указанных методов в текущей действительности с точки зрения их сущностных особенностей. Дополнительно затрагивается вопрос жизнеспособности одного метода в отсутствие другого, подобно таким философским направлениям, как компатибилизм и инкомпатибилизм в отношении свободы волеизъявления человека.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 10/2024 |
Страницы | 49-53 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-10-49-53 |
Наличие или отсутствие свободы волеизъявления у индивида — коллизия, занимавшая величайшие умы человечества на протяжении длительного существования. Множество философов и мыслителей прошлого по-разному освещали данный вопрос в своих работах. Однако, исходя из сложившегося массива всевозможных толкований данной проблематики, наука выделяет довольно четкий общий базис всех существующих концепций, на основании которого возможно классифицировать учения различных мыслителей. Базис этот сводится к возможности существования в той или иной концепции непосредственно наличия свободы воли у индивида. Соответственно, философская наука выделяет два основополагающих направления: «метафизический либертарианизм» и «жесткий детерминизм». Сущность первого подхода сводится к существованию свободы воли и заблуждению тезиса детерминации процессов. Второй, соответственно, провозглашает верность детерминизма, исключая какую-либо самостоятельность человеческой воли индивида, базируясь на взаимосвязанности явлений и процессов, предопределяющих поступки индивида. В данном случае, казалось бы, полярность тезисов представленных выше направлений очевидна. Однако существуют также такие направления, как компатибилизм и инкомпатибилизм. Сторонники последнего подхода утверждают несовместимость детерминизма и свободы воли индивида, ставя во главу угла вопрос предопределенности действий людей. Компатибилисты же, наоборот, рассуждают об одновременности детерминизма и свободы воли человека.
Подобно данному положению вещей в философии, в юридической науке существует похожая коллизия, касающаяся свободы воли субъектов. В данном случае автор рассматривает правоотношения, возникающие в процессе деятельности индивидов, с точки зрения подходов регулирования такого взаимодействия. Соответственно, юридической наукой для любого рода отношений субъектов выделяется два универсальных метода правового регулирования: диспозитивный и императивный.
Сходство с философским толкованием вопроса свободы воли (или вообще наличия таковой) заключается в том, что законодатель, создавая нормы, так или иначе стремится предопределить поведение сторон. Предопределенность развития того или иного взаимодействия субъектов необходима для гармонизации обстановки в государстве и обществе в целом.