Правовое обеспечение взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества
Аннотация
В статье автором анализируется роль гражданского общества и его правовое значение в контексте взаимодействия с органами публичной власти. Автор приходит к выводу о том, что отсутствие официального закрепления понятий «институт гражданского общества» и «гражданское общество» в правовом поле Российской Федерации негативно сказывается на перспективах и возможностях стабильного развития и функционирования гражданского общества и его институтов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 10/2024 |
Страницы | 34-37 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-10-34-37 |
Отношения между людьми, обществом и организациями, государством наравне регулируются общепринятыми и установленными в ранг закона правилами. Там, где есть власть, законность данных правил объяснить можно непосредственным контролем за их исполнением властных структур, влекущим обязательность их исполнения всеми субъектами права, в нашем случае — в праве российском. Понимание природы закона раскрывается через трактование его дефиниции, за основу которого было выбрано определение К.Е. Сигалова. В юридической сфере закон представляет собой основной нормативный акт, который направлен на регулирование ключевых общественных отношений и обладает высшей юридической силой. Процесс принятия закона осуществляется представительным законодательным органом власти и требует особого порядка. Важно отметить, что закон не охватывает всех общественных отношений, их также регулируют другие правовые акты, такие как указы Президента, постановления Правительства, а также постановления Президиума Верховного Суда. В контексте правовой науки необходимо учитывать различные уровни нормативных актов и их взаимосвязь, результатом которой является гарант правовой справедливости. Каждый нормативный акт относится к определенной сфере действия, целью которого всегда является сохранение правового государства, а также обеспечение каждого гражданина правами и свободами.
В правоприменительной сфере и законодательстве РФ наблюдается повышенный интерес к точному определению понятий «гражданское общество» и «институты гражданского общества», что отражается в текстах государственных программ, федеральных законов и названиях органов власти. Это вызывает необходимость правильного толкования данных определений. Закон «О противодействии коррупции» предлагает нам второе, весьма привлекательное для нас, определение с изрядной частотой. Например, уже при разъяснении понятия «противодействие коррупции» мы наталкиваемся на термин «институты гражданского общества», который используется для раскрытия одного из принципов борьбы с коррупцией. В Федеральном законе «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» нам встречается данная дефиниция при разъяснении принципа равенства прав данных институтов. Несмотря на активное использование понятий «гражданское общество» и «институты гражданского общества», мы можем прослеживать тенденцию использования более устоявшихся дефиниций, таких как «общественные объединения» и «общественные организации». Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» и Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации» создают нормативный базис, целью которого выступает модернизация взаимоотношений главных акторов в нашем исследовании — гражданского общества и органов публичной власти. Они являются основой для разработки и реализации государственной политики, ориентированной на обеспечение сбалансированных интересов обеих сторон.