Дата публикации: 03.10.2024

Правовое обеспечение взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества

Аннотация

В статье автором анализируется роль гражданского общества и его правовое значение в контексте взаимодействия с органами публичной власти. Автор приходит к выводу о том, что отсутствие официального закрепления понятий «институт гражданского общества» и «гражданское общество» в правовом поле Российской Федерации негативно сказывается на перспективах и возможностях стабильного развития и функционирования гражданского общества и его институтов.




Отношения между людьми, обществом и организациями, государством наравне регулируются общепринятыми и установленными в ранг закона правилами. Там, где есть власть, законность данных правил объяснить можно непосредственным контролем за их исполнением властных структур, влекущим обязательность их исполнения всеми субъектами права, в нашем случае — в праве российском. Понимание природы закона раскрывается через трактование его дефиниции, за основу которого было выбрано определение К.Е. Сигалова. В юридической сфере закон представляет собой основной нормативный акт, который направлен на регулирование ключевых общественных отношений и обладает высшей юридической силой. Процесс принятия закона осуществляется представительным законодательным органом власти и требует особого порядка. Важно отметить, что закон не охватывает всех общественных отношений, их также регулируют другие правовые акты, такие как указы Президента, постановления Правительства, а также постановления Президиума Верховного Суда. В контексте правовой науки необходимо учитывать различные уровни нормативных актов и их взаимосвязь, результатом которой является гарант правовой справедливости. Каждый нормативный акт относится к определенной сфере действия, целью которого всегда является сохранение правового государства, а также обеспечение каждого гражданина правами и свободами.

В правоприменительной сфере и законодательстве РФ наблюдается повышенный интерес к точному определению понятий «гражданское общество» и «институты гражданского общества», что отражается в текстах государственных программ, федеральных законов и названиях органов власти. Это вызывает необходимость правильного толкования данных определений. Закон «О противодействии коррупции» предлагает нам второе, весьма привлекательное для нас, определение с изрядной частотой. Например, уже при разъяснении понятия «противодействие коррупции» мы наталкиваемся на термин «институты гражданского общества», который используется для раскрытия одного из принципов борьбы с коррупцией. В Федеральном законе «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» нам встречается данная дефиниция при разъяснении принципа равенства прав данных институтов. Несмотря на активное использование понятий «гражданское общество» и «институты гражданского общества», мы можем прослеживать тенденцию использования более устоявшихся дефиниций, таких как «общественные объединения» и «общественные организации». Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» и Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации» создают нормативный базис, целью которого выступает модернизация взаимоотношений главных акторов в нашем исследовании — гражданского общества и органов публичной власти. Они являются основой для разработки и реализации государственной политики, ориентированной на обеспечение сбалансированных интересов обеих сторон.

Список литературы

1. Абдулаев М.И. Проблемы теории государства и права : учебник для вузов / М.И. Абдулаев. Санкт-Петербург : Питер, 2003. 576 с.
2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание / В.И. Даль. Москва : АСТ, 2019. 224 c.
3. Исаева Е.А. Нормативно закрепленные диалоговые площадки власти и общества в субъектах России: предпосылки эффективности / Е.А. Исаева // Власть. 2013. № 8. С. 39-42.
4. Матейкович М.С. Народ, гражданское общество, общественность как субъекты конституционно-правовых отношений / М.С. Матейкович, В.В. Воронин // Право и политика. 2007. № 10. С. 85–91.
5. Матузов Н.И. Теория государства и права : учебник для студентов высших учебных заведений / Н.И. Матузов, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юристъ, 2007. 541 с.
6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства : учебник / В.С. Нерсесянц. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2012. 560 с.
7. Региональные аспекты гражданской активности в современной России (на примере Ярославской области) : монография / Е.А. Исаева [и др.]. Москва : Проспект, 2015. 210 с.
8. Сигалов К.Е. Векторы взаимодействия гражданского общества и современного государства / К.Е. Сигалов. Москва : Проспект, 2018. 224 с.
9. Ahyer, Н. Civil Society: What it is, and how to measure it / Н. Ahyer, L. Karson. Nashville, 2009. 591 p.

Остальные статьи