Практические проблемы предупреждения преступлений в информационно-телекоммуникационном пространстве
Аннотация
В статье обозначаются существующие проблемы предупреждения и раскрытия преступлений в сфере компьютерной информации. Делается вывод о необходимости решения институциональных проблем правоохранительных органов в эпоху цифрового перехода путем повышения качества правоохранительной работы. Для разрешения временных, организационных и образовательных проблем исполнителей предлагается внедрение актуальных цифровых технологий: искусственного интеллекта для выполнения аналитической обработки больших данных, технологии «блокчейн» для создания защищенной закрытой инфосреды для всего правоохранительного блока, полной цифровизации уголовного процесса, начиная от приема сообщения о преступлении и до направления электронного уголовного дела в суд, рассмотрения по существу и исполнения электронного судебного решения. Автором предлагается заменить запросы и ходатайства электронными формами, в которых дача согласия на производство следственного действия оформляется электронной цифровой подписью судьи и руководителя следственного органа, после чего категорированный доступ предоставляет непосредственному исполнителю (следователю, оперуполномоченному) необходимую информацию о движении денежных средств по счету, криптовалюты или данных от операторов связи.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 10/2024 |
Страницы | 51-55 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-10-51-55 |
1. Постановка проблемы
На сегодняшний день цифровая экономика нашей страны проходит этап становления. В центре ее сконцентрированы такие информационные и технологические процессы, которые обеспечивают принятие быстрого и эффективного управленческого решения.
В соответствии с первой Стратегией развития информационного общества (№ Пр-212) все государственные услуги должны были быть переведены в электронный вид. Дальнейший этап становления цифровой экономики связан с выступлением Президента РФ в Национальном собрании в 2014 г. В качестве одного из приоритетных направлений развития нашей страны Президентом РФ было обозначено развитие технологического потенциала и дальнейшее развитие цифровизации всех сфер экономики нашей страны.
В 2017 г. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. Указанный нормативный правовой документ является стратегическим на долгосрочный период и намечает дальнейшие приоритетные задачи в развитии нашей страны, такие как разработка и внедрение роботизированных технологий, дальнейшая трансформация и развитие интеллектуальных систем, а также инновационных цифровых технологий. Реализация обозначенных задач обусловливается тем, что программное обеспечение, компьютеры, смартфоны, телекоммуникационные системы в настоящее время охватывают практически все сферы жизнедеятельности человека.
Однако наряду с экспонентным развитием информационного пространства обществу необходимо развивать и его охрану от преступных посягательств. Количество преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, неуклонно растет. Раскрытие киберпреступлений остается достаточно сложной задачей для большинства сотрудников правоохранительных органов, что обусловлено спецификой данного рода преступлений: трудностями с обобщением материалов следственной и судебной практики по каждому виду рассматриваемых правонарушений, отсутствием методических рекомендаций как по организации расследования преступных деяний, так и по тактике производства следственных действий, недостаточной квалификацией следователей для работы со специфическими источниками доказательственной информации, оцифрованной в виде электронных сообщений, страниц, сайтов. Одновременно следует подчеркнуть, что негативные последствия от таких противоправных действий требуют разработки и внедрения инновационного подхода по их минимизации.