Спорные вопросы квалификации незаконных действий с особо ценными растениями и грибами (статья 260.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)
Аннотация
В статье исследуются проблемы, обусловленные криминализацией нового деяния, ответственность за совершение которого предусмотрена в ст. 2601 УК РФ. Раскрыты объективные признаки состава, способные повлиять на правильность квалификации содеянного. В частности, внимание уделяется предмету преступления, толкованию таких понятий, как «добыча» и «сбор» особо ценных растений и грибов, а также возможности совершения в отношении их противоправных действий с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей. Отмечается, что ввиду особенностей состава ст. 2601 УК РФ вряд ли будет широко применяться, а правоприменительная практика по ней до сих пор отсутствует.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 10/2024 |
Страницы | 47-50 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-10-47-50 |
Новелла Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) в области охраны различных компонентов природы — ст. 2601 «Умышленные уничтожение или повреждение, а равно незаконные добыча, сбор и оборот особо ценных растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации» — начала действовать с 12 октября 2023 г.
В формулировке объективной стороны данная статья во многом совпадает с ст. 2581 УК РФ, отличаясь от последней непосредственным объектом и предметом преступления. При этом признаки предметов названных статей также совпадают. Помимо того, что предметы ст. 2581 УК РФ и ст. 2601 УК РФ должны относиться к той разновидности особо ценных элементов природы, которые включены в Красную книгу федерального уровня, они еще и (или) подлежат охране на международном уровне.
Международная составляющая обеих статей УК РФ представлена «Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» (ООН, 1973 — далее Конвенция ООН 1973 г.), содержащей внушительный перечень животных и растений, подлежащих охране мировым сообществом. Из этого перечня Правительством Российской Федерации были выделены те представители фауны и флоры, которые обитают или произрастают на территории нашей страны. Из растений к ним относятся женьшень настоящий; родиола розовая, за исключением популяции, произрастающей на территориях Республики Тыва, Алтайского края, Красноярского края и Магаданской области; из грибов — рядовка мацутакэ. При этом Красная книга Российской Федерации включает более 700 видов растений и грибов.
Иными словами, при определении предмета преступления, предусмотренного ст. 2601 УК РФ, идет постепенное сужение круга природных элементов, подпадающих под уголовно-правовую охрану в соответствии с ней. В связи с этим в диспозиции данной статьи можно было бы сразу указать, что перечень особо ценных растений и грибов определяется и утверждается Правительством Российской Федерации. И этот перечень, в отличие от Конвенции ООН, в большей степени соответствует биологической природе грибов, которые специалисты в области ботаники не относят ни к флоре, ни к фауне, поскольку они сочетают в себе черты представителей как первой, так и второй.
При действующей формулировке диспозиции ст. 2601 УК РФ возникает вопрос, как квалифицировать противоправные действия лиц в сфере экологии, посягающих на иные, не вошедшие в российский перечень, растения и грибы, но включенные в упомянутую международную Конвенцию ООН 1973 г., а также в Красную книгу Российской Федерации.