Некоторые вопросы квалификации контрабанды в свете обновленной редакции статьи 226.1 УК РФ
Аннотация
В статье анализируются изменения уголовного закона, коснувшиеся ст. 2261 УК РФ. Отмечается, что, несмотря на исключение ст. 2001 УК РФ, фактической декриминализации контрабанды алкогольной и табачной продукции не произошло, так как данный вид продукции вошел в предмет преступления ст. 2261 УК РФ. Подчеркивается, что в зависимости от предмета контрабанды законодатель по-разному решил вопрос об ответственности в новой редакции ст. 2261 УК РФ — где-то ее усилив, где-то смягчив, а где-то оставив в прежнем объеме. В связи с этим актуализируется проблема применения обратной силы уголовного закона, которая и решается авторами в статье. Помимо этого, затрагиваются иные вопросы, связанные с квалификацией контрабанды по ст. 2261 УК РФ в силу бланкетности ее норм, даются конкретные рекомендации по применению закона.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 10/2024 |
Страницы | 32-36 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-10-32-36 |
11 марта 2024 г. в уголовный закон был внесен очередной блок изменений, которые коснулись таможенных преступлений и вступили в силу с 1 апреля 2024 г. В первую очередь заметим, что законодателем терминология, используемая в ряде статей Уголовного кодекса РФ (далее по тексту — УК РФ), была приведена в соответствие с существующими реалиями. В частности, слова «таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» были замены словами «Евразийского экономического союза» в п. «а» ч. 1 ст. 1041, ст. 2001, а также в ст. 2261 УК РФ. Ранее о необходимости учета созданного в 2014 г. Европейского экономического союза (далее по тексту — ЕАЭС) говорилось лишь на уровне постановления Пленума Верховного Суда РФ (далее по тексту — Пленума ВС РФ) применительно к оценке места совершения преступления при различных видах контрабанды.
Еще одной новеллой явилось исключение из закона ст. 2002 УК РФ, где уголовно-наказуемой признавалась контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий, при условии наличия такого признака перемещаемой продукции или изделий, как крупный размер. С позиции гармонизации и оптимизации уголовного законодательства такое решение, безусловно, является верным, неслучайно в теории уголовного права неоднократно ставилась под сомнение замена одной статьи о контрабанде четырьмя самостоятельными.
Обращаясь к положениям вносящего изменения в УК РФ закона, может показаться, что контрабанда перечисленных предметов была декриминализирована в связи с тем, что ни в одной статье УК РФ, где определена ответственность за различные виды контрабанды, не обозначается такой предмет, как алкогольная продукция и (или) табачные изделия. Но это заблуждение. На самом деле никакой декриминализации не произошло, так как алкогольная и табачная продукция Правительством РФ была отнесена к числу стратегических важных товаров, соответственно, перечисленные изделия теперь относятся к предмету преступления ст. 2261 УК РФ. Поэтому на практике возникают вопросы, связанные с применением обратной силы уголовного закона. Кроме того, ряд изменений, внесенных в бланкетные нормы, обращение к которым требуется при квалификации контрабанды по ст. 2261 УК РФ, также актуализируют необходимость проведения исследования в рамках заявленной темы.
Законом № 43-ФЗ ответственность в ст. 2261 УК РФ была дифференцирована в зависимости от характеристик предмета преступления. Фактически названным нормативным правовым актом произведено разделение ранее существовавшей ч. 1 ст. 2261 УК РФ на две — ч. 1 и ч. 1.1. В предшествующей редакции в ч. 1 ст. 2261 УК РФ описывался широкий круг предметов незаконного перемещения — от культурных ценностей до ядерных материалов, которые делились не только по видам опасности своих характеристик для общества и государства, но и в зависимости от размера. Так, например, для одних предметов криминообразующим признаком являлась их стоимость более 100 тыс. руб., а для других — более 1 млн руб. При этом преступление, описанное в ч. 1 ст. 2261 УК РФ, было отнесено к категории тяжких с кумулятивно-факультативной санкцией, в которой с лишением свободы на срок до 7 лет суду предоставлялось право назначить штраф и (или) ограничение свободы. Суммы штрафа и продолжительность ограничения свободы были достаточно велики — до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет при выборе штрафа и до 1 года в случае ограничения свободы.