Новый раздел криминалистической техники: криминалистическое исследование транспорта
Аннотация
Большинство ученых, раскрывая содержание транспортной трасологии, ограничивается рассмотрением следов, происходящих лишь от автотранспортных средств. Современные работы не содержат информации по исследованию других видов транспортных средств и тем более объектов транспортной инфраструктуры. В этой связи автором обоснованно предложен новый раздел криминалистической техники науки криминалистики — криминалистическое исследование транспорта, который станет теоретическим «фундаментом» для судебных транспортных экспертиз по аналогии с другими направлениями в криминалистике и судебной экспертологии (например, габитоскопия и судебная портретная экспертиза).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 10/2024 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-10-2-6 |
Процесс дифференциации и интеграции научных знаний затрагивает также и различные отрасли криминалистической техники. Практика определяет развитие теоретических знаний в криминалистике и, как следствие, требует выделения новых отраслей криминалистической техники. Так было с отраслью криминалистического исследования веществ, материалов и изделий в конце 90-х годов прошлого века; относительно недавно выделилась новая отрасль — криминалистическое исследование компьютерных средств и систем. Это позволяет сгруппировать и отразить полученные знания в фундаментальных исследованиях, а затем и в учебниках.
Исследование транспорта в криминалистике и судебной экспертологии является относительно новым направлением, несмотря на то, что в различных учебных и научных публикациях рассматриваемому вопросу уделяется немало внимания (например, во всех учебниках по криминалистике посвящен самостоятельный раздел — криминалистическое исследование следов транспортных средств или транспортная трасология).
Начиная с 1938 г., когда И.Н. Якимов в коллективном пособии отметил криминалистическую важность встречающихся на практике следов транспортных средств от колесных шин, традиция изучения только таких следов в рамках транспортной трасологии сохраняется. При изучении литературы нами сделан вывод о том, что все авторы, раскрывая содержание транспортной трасологии, ограничиваются рассмотрением следов, происходящих лишь от автотранспортных средств.
По мнению одних ученых, транспортная трасология, основу которой составляют область специальных знаний из общей трасологии и сведения из ее раздела, где анализируются следы транспортных средств, изучает закономерности отображения информации о событии дорожно-транспортного происшествия и его участниках в следах, способы их обнаружения, фиксации, изъятия и исследования.
Похожую точку зрения высказывает и М.В. Беляев. В дополнение к содержанию транспортной трасологии ученый выделяет предмет и объект диагностических транспортно-трасологических исследований. К последней категории он относит «транспортные средства, пешеходов, предметы окружающей обстановки, сохранившие на себе следовую информацию о дорожно-транспортном происшествии, материалы уголовного дела, а также информационно-справочные данные, позволяющие установить обстоятельства происшествия». Даже более современные работы также не содержат информации по исследованию других видов транспортных средств и тем более объектов транспортной инфраструктуры.