Дата публикации: 10.10.2024

Принцип добросовестности в муниципальных правоотношениях

Аннотация

Статья посвящена исследованию содержания и функций конституционного принципа добросовестности в муниципальных правоотношениях. На основе анализа правовой природы местного самоуправления, статуса участников муниципальных правоотношений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации уточнен перечень функций принципа добросовестности в муниципальной сфере. Обоснован тезис о том, что в рамках муниципальных правоотношений принцип добросовестности, кроме конкретизирующей, дополняющей, корректирующей и ограничивающей функций, выполняет также компенсационную функцию, направленную на защиту заведомо более слабой стороны с целью обеспечения конституционных требований о балансе прав и законных интересов сторон в правоотношениях. Исследованы проявления конкретизирующей функции принципа добросовестности в сфере муниципальных правоотношений. Проведенный анализ материалов правоприменительной практики позволил сформулировать критерии добросовестности органов и должностных лиц местного самоуправления.




Эффективность права как общественного регулятора обеспечивается, в том числе, за счет применения принципов права как специфической правовой материи, обладающей особыми свойствами. Так, принцип добросовестности как конституционный принцип в процессе правоприменения призван обеспечить соответствие духа и буквы закона, стабильность, правовую определенность и разумную прогнозируемость регулирования отношений. Думается, что именно добросовестность, наряду с законностью, может стать тем основополагающим принципом, который позволит обеспечить эффективное функционирование правовой системы Российской Федерации в современных условиях.

Правовая природа и свойства конституционного принципа добросовестности освещены в работах А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Д.В. Дождева, С.А. Мосина, М.А. Полякова и др. Исследованию сущности и функций принципа добросовестности в гражданском праве посвящены работы Е.В. Богдановой, Е.В. Василенко, В.В. Витрянского, Т.Ю. Дроздовой, К.В. Нама и др. В то же время содержанию, функциям и критериям принципа добросовестности в муниципальных правоотношениях уделено недостаточное внимание. При этом эффективное применение принципа добросовестности в публичных отраслях права, в частности, муниципальном, требует доктринальной разработки его функций и критериев, что обусловливает актуальность выбранной темы исследования.

Добросовестность как конституционный принцип, обладающий свойствами аксиоматичности, презумптивности и догматической фиктивности, широко применяется как в частных правоотношениях, так и в отношениях, участниками которых выступают органы и должностные лица, наделенные публичными полномочиями. Правовой основой принципа добросовестности выступают нормы Конституции Российской Федерации, в частности, положения Преамбулы, ч. 3 ст. 17, а также ст. 75.1 Основного Закона. Как отмечает А.Ю. Бушев, «положения… ст. 75.1 являются дополнительным конституционным подтверждением распространения принципа добросовестности на все сферы деятельности как частных лиц, так и публичной власти, включая отношения между ними, ориентируя на сотрудничество, взаимное уважение, проявление добра, честности и справедливости во имя общего блага». При этом в рамках муниципально-правовых отношений принцип добросовестности как оценочное понятие имеет особое содержание, выполняет функции, обусловленные спецификой данного вида отношений и правового статуса их участников.

Особенности муниципальных правоотношений определяются природой муниципального права как публично-частной отрасли, которой свойственно «органическое слияние власти и свободы, внешнего (вертикального) управления и внутренней самоорганизации населения». Таким образом, для муниципальных правоотношений характерны следующие особенности: 1) участие органов и должностных лиц местного самоуправления, реализующих свою компетенцию и выступающих как носители публичной власти, как субъекты, юридически неравноправные по отношению к своему контрагенту; 2) содержание прав и обязанностей участников публичных правоотношений, как правило, не может быть изменено по соглашению сторон; 3) ограниченность источников и форм фиксации правовых предписаний; 4) императивность публично-правовых предписаний, независимо от формы их внешнего выражения; 5) возможность возникновения невластных отношений между субъектами муниципального права, например отношений межмуниципального сотрудничества. Кроме того, следует отметить такую особенность муниципальных правоотношений, как относительную свободу органов и должностных лиц местного самоуправления, наделенных публичными полномочиями, по осуществлению своей компетенции в рамках процедурных правил реализации соответствующих прав и обязанностей. Иными словами, для муниципального права как комплексной отрасли характерно сочетание публичных и частных начал, что обусловлено сложной природой местного самоуправления как первичного уровня публичной власти, наиболее приближенного к населению. Исходя из этого, характерная для современного этапа развития государственности РФ тенденция, связанная с использованием в системе публично-правового регулирования правовых средств, характерных для частного права, в том числе принципа добросовестности, представляется органичной и оправданной в сфере муниципально-правовых отношений.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2 томах. Т. 1 / С.А. Авакьян. Москва : Юристъ, 2005 . 719 с.
2. Авакьян С.А. О роли конституционного права в условиях новых задач и концептуальных решений для политического будущего России / С.А. Авакьян // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2023. № 1. С. 3–21.
3. Бушев А.Ю. Принцип добросовестности в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: к юбилею Гадиса Абдуллаевича Гаджиева / А.Ю. Бушев // Закон. 2023. № 9. С. 156–169.
4. Землянов О.Е. Публично-правовое регулирование: проблемы теории и практики : автореферат диссертации кандидата юридических наук / О.Е. Землянов. Самара, 2011. 31 с.
5. Корсакова С.В. Публичные и частные начала в муниципальном праве / С.В. Корсакова // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 127–129.
6. Мосин С.А. Свойства конституционного принципа добросовестности субъектов правоотношений / С.А. Мосин // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 16. № 1. С. 27–45.
7. Нам К.В. Принцип добросовестности. Основы теории и правоприменения в контексте немецкого правового опыта : автореферат диссертации кандидата юридических наук / К.В. Нам. Москва, 2021. 45 с.

Остальные статьи