Принцип добросовестности в муниципальных правоотношениях
Аннотация
Статья посвящена исследованию содержания и функций конституционного принципа добросовестности в муниципальных правоотношениях. На основе анализа правовой природы местного самоуправления, статуса участников муниципальных правоотношений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации уточнен перечень функций принципа добросовестности в муниципальной сфере. Обоснован тезис о том, что в рамках муниципальных правоотношений принцип добросовестности, кроме конкретизирующей, дополняющей, корректирующей и ограничивающей функций, выполняет также компенсационную функцию, направленную на защиту заведомо более слабой стороны с целью обеспечения конституционных требований о балансе прав и законных интересов сторон в правоотношениях. Исследованы проявления конкретизирующей функции принципа добросовестности в сфере муниципальных правоотношений. Проведенный анализ материалов правоприменительной практики позволил сформулировать критерии добросовестности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 10/2024 |
Страницы | 62-67 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-10-62-67 |
Эффективность права как общественного регулятора обеспечивается, в том числе, за счет применения принципов права как специфической правовой материи, обладающей особыми свойствами. Так, принцип добросовестности как конституционный принцип в процессе правоприменения призван обеспечить соответствие духа и буквы закона, стабильность, правовую определенность и разумную прогнозируемость регулирования отношений. Думается, что именно добросовестность, наряду с законностью, может стать тем основополагающим принципом, который позволит обеспечить эффективное функционирование правовой системы Российской Федерации в современных условиях.
Правовая природа и свойства конституционного принципа добросовестности освещены в работах А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Д.В. Дождева, С.А. Мосина, М.А. Полякова и др. Исследованию сущности и функций принципа добросовестности в гражданском праве посвящены работы Е.В. Богдановой, Е.В. Василенко, В.В. Витрянского, Т.Ю. Дроздовой, К.В. Нама и др. В то же время содержанию, функциям и критериям принципа добросовестности в муниципальных правоотношениях уделено недостаточное внимание. При этом эффективное применение принципа добросовестности в публичных отраслях права, в частности, муниципальном, требует доктринальной разработки его функций и критериев, что обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Добросовестность как конституционный принцип, обладающий свойствами аксиоматичности, презумптивности и догматической фиктивности, широко применяется как в частных правоотношениях, так и в отношениях, участниками которых выступают органы и должностные лица, наделенные публичными полномочиями. Правовой основой принципа добросовестности выступают нормы Конституции Российской Федерации, в частности, положения Преамбулы, ч. 3 ст. 17, а также ст. 75.1 Основного Закона. Как отмечает А.Ю. Бушев, «положения… ст. 75.1 являются дополнительным конституционным подтверждением распространения принципа добросовестности на все сферы деятельности как частных лиц, так и публичной власти, включая отношения между ними, ориентируя на сотрудничество, взаимное уважение, проявление добра, честности и справедливости во имя общего блага». При этом в рамках муниципально-правовых отношений принцип добросовестности как оценочное понятие имеет особое содержание, выполняет функции, обусловленные спецификой данного вида отношений и правового статуса их участников.
Особенности муниципальных правоотношений определяются природой муниципального права как публично-частной отрасли, которой свойственно «органическое слияние власти и свободы, внешнего (вертикального) управления и внутренней самоорганизации населения». Таким образом, для муниципальных правоотношений характерны следующие особенности: 1) участие органов и должностных лиц местного самоуправления, реализующих свою компетенцию и выступающих как носители публичной власти, как субъекты, юридически неравноправные по отношению к своему контрагенту; 2) содержание прав и обязанностей участников публичных правоотношений, как правило, не может быть изменено по соглашению сторон; 3) ограниченность источников и форм фиксации правовых предписаний; 4) императивность публично-правовых предписаний, независимо от формы их внешнего выражения; 5) возможность возникновения невластных отношений между субъектами муниципального права, например отношений межмуниципального сотрудничества. Кроме того, следует отметить такую особенность муниципальных правоотношений, как относительную свободу органов и должностных лиц местного самоуправления, наделенных публичными полномочиями, по осуществлению своей компетенции в рамках процедурных правил реализации соответствующих прав и обязанностей. Иными словами, для муниципального права как комплексной отрасли характерно сочетание публичных и частных начал, что обусловлено сложной природой местного самоуправления как первичного уровня публичной власти, наиболее приближенного к населению. Исходя из этого, характерная для современного этапа развития государственности РФ тенденция, связанная с использованием в системе публично-правового регулирования правовых средств, характерных для частного права, в том числе принципа добросовестности, представляется органичной и оправданной в сфере муниципально-правовых отношений.