Дата публикации: 10.10.2024

Беспощадная непреложность рецепции: был ли заимствован институт президентства в России?

Аннотация

В настоящем материале поднимается проблема рецепции института президентства в России. Автор обращается к проблемам заимствования правовых институтов, а также институциональной теории, которая предлагает достаточно строгие условия для заимствования любых институтов. Игнорирование таких условий (например, четкий выбор института для заимствования, создание институциональных условий, стратегии, учет культурного фактора и прочие) означает, что заимствованный институт будет дисфункционален или будет оказывать негативный эффект на все прочие институты. В качестве иллюстрации первоначальных проблем заимствования института президентства автор использует материалы Конституционного совещания 1993 г. Участники Конституционного совещания, обосновывая роль президента в системе разделения властей, обращались к монархической культуре и российским традициям, игнорируя ряд важных институциональных аргументов. Институционально сильный президент впоследствии смог преодолеть одну из важнейших характеристик президентства, отличающую его от института монархического, — ограничение сроков нахождения в должности (каденции). Автор приходит к выводам, что преодоление такой важной институциональной характеристики («основ президентства»), а также последующая концентрация власти президентом, является результатом ошибок, допущенных при заимствовании.




1. Введение

Сравнивая различные правопорядки, легко убедиться, что многие институты, которые воспринимаются как неотъемлемая часть национального организма, были заимствованы. Один из таких институтов – институт президентства. Несмотря на то, что сейчас он воспринимается органичной частью российской конституционной системы, президент – это не только заимствованный, но и достаточно новый институт для России. Эволюция института президентства затронула проблему каденции, то есть предельных сроков пребывания в должности, а также объём полномочий главы государства. Так, с 1993 г. подход к вопросу каденций несколько раз менялся: в 2008 г. срок полномочий был увеличен с 4 до 6 лет при сохранении правила «не более, чем двух сроков подряд», а в 2020 г. введено ограничение президентской каденции двумя сроками вообще (вместо «двух сроков подряд»), но при этом к действующему президенту эти требования применяются без учёта ранее занимаемых сроков. В части полномочий, которые эксплицитно не следуют из Конституции РФ, президент получил существенные полномочия в области социальной политики. Последнее позволило главе государства управлять социальной политикой в ручном режиме. Однако в настоящем материале мы сконцентрируемся на таком критерии президентства, как сменяемость, поскольку именно она служит первичной институциональной характеристикой президентства.

Только по этим критериям российский президент существенно отличается от президентов стран, в которых этот институт впервые появился, в США и Франции, а ряд исследователей и вовсе писали об особой форме правления в России, называя её конституционной монократией, монократической республикой, евразийским президенциализмом, суперпрезидентством или персоналистским режимом. Но позволяют ли такие взгляды учёных и результат эволюции президентства говорить о некой уникальности российского президентства или его институциональной российской идентичности?

В совокупности это позволяет поставить следующие вопросы. Во-первых, какой именно образец был causa causalis для президентской власти в России? Во-вторых, для каких целей изначально задумывался этот институт и соответствует ли этому результат? В-третьих, действительно ли в России произошла рецепция или необходимо говорить о российской идентичности этого института?

2. Ошибка неучтённой единицы: проблема рецепции конституционно-правовых институтов

Список литературы

1. Партлетт У. Постсоветское суперпрезидентство / У. Партлетт // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 3 (124). С.103–123.
2. Post R.C. Foreword: Fashioning the Legal Constitution: Culture, Courts, and Law / R.C. Post // Harvard Law Review. 2003. Vol. 117. Iss. 4. P. 4–112.
3. Linz J. The Perils of Presidentialism / J. Linz // Journal of Democracy. 1990. № 1. P. 60–64.
4. Linz J. Democracy: Presidential or Parliamentary Does it Make a Difference? / J. Linz. Yale University, 1985. 19 p.
5. Legrand P. The Impossibility of «Legal Transplants» / P. Legrand // Maastricht Journal of European and Comparative Law. 1997. Vol. 4. Iss. 2. P. 111–124.
6. Cheibub J.A. Latin American Presidentialism in Comparative and Historical Perspective / J.A. Cheibub, Z. Elkins, T. Ginsburg // Texas Law Review. 2011. Vol. 89. P. 1707–1731.
7. Штыков П. Классическая типология систем правления и недемократический президенциализм: опыт Евразии / П. Штыков // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 4 (125). С. 108–130.
8. Шайо А. Конституция свободы: введение в юридический конституционализм / А. Шайо, Р. Уитц ; перевод с английского Д.В. Сичинавы и Е.А. Захаровой. Москва : Институт права и публичной политики, 2021. 579 с.
9. Троицкая А.А. Сравнительный метод в науке конституционного права и решениях органов конституционного контроля : диссертация доктора юридических наук / А.А. Троицкая. Москва, 2020. 485 с.
10. Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов / В.М. Полтерович // Экономическая наука современной России. 2001. № 3. С. 24–50.
11. Полтерович В.М. Институциональные реформы и гражданская культура / В.М. Полтерович // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 2–2. С. 225–238.
12. Авдеев Д.А. Современная форма правления России / Д.А. Авдеев // Российское право: образование, практика, наука. 2016. № 6 (96). С. 25–28.
13. Осятыньский В. Парадоксы конституционного заимствования / В. Осятыньский // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 3 (48). С. 53–67.
14. Краснов М.А. Персоналистский режим в России: опыт институционального анализа / М.А. Краснов. Москва : Фонд «Либеральная миссия», 2006. 180 с.
15. Краснов М.А. О новом смысле института президентства / М.А. Краснов // Koinon. 2021. Т. 2. № 1. С. 38–60.
16. Краснов М.A. «Монархизация» президентской власти / М.A. Краснов // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 5 (108). С. 87–103.
17. Ковлер А.И. Конституция России как сравнительный проект (к истории создания Конституции Российской Федерации) / А.И. Ковлер // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного. 2019. Т. 5. № 1. С. 8–14.
18. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990–1993 гг.). В 6 томах (10 книгах) / под общей редакцией О.Г. Румянцева. Москва : Волтерс Клувер, Фонд конституционных реформ, 2007–2010.
19. Брикульский И. Постсоветское президентство: искушение социальными полномочиями / И. Брикульский // Сравнительное конституционное обозрение. 2023. № 6 (157). C. 66–89.
20. Богданов С.В. Формирование и развитие института президентской власти в СССР (1990–1991 гг.) / С.В. Богданов // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2011. № 3. С. 106–125.
21. Боброва Н.А. О форме правления России: прошлое, настоящее, перспективы / Н.А. Боброва // Государство и право. 2019. № 4. С. 20–30.

Остальные статьи