Народный делиберативный конституционализм как коллективная мудрость: понятие и предназначение в российской и сравнительной конституционной юриспруденции
Аннотация
В статье идентифицируются идейные истоки коллективной мудрости, доктринальные и нормативные основы народного делиберативного конституционализма, некоторые аспекты инклюзивной конституционной парадигмы, процедуры и технологии участия граждан и институтов гражданского общества в конституционной модернизации и в конституционных изменениях в контексте российского и сравнительного опыта. Народный делиберативный конституционализм рассматривается в качестве метаконцепции, которая может быть использована для анализа прескриптивных требований и перспективных начал в конституционной модернизации государства и общества, форм и процедур участия граждан в конституционных изменениях, процессов подготовки и реализации конституционных преобразований в современный период. Народный конституционализм развивается как особая доктринальная, нормативная и процедурная основа реализации принципа народного суверенитета, учредительной власти народа, вовлечение граждан и институтов гражданского общества в процесс конституционных изменений. Автор приходит к выводу, что конституционный коллективный разум в информационную эпоху возникает в результате использования как аналоговых, так и цифровых технологий, классических процедур обсуждения и использования агрегированных предпочтений, соединение естественного и искусственного интеллекта.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 10/2024 |
Страницы | 37-46 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-10-37-46 |
Идейные истоки коллективной мудрости и народного конституционализма
Конституция РФ 1993 г. после конституционной реформы 2020 г. продолжает действовать в усложнившихся международных отношениях, демонстрируя способность влиять на легитимность конституционной и шире – государственно-правовой системы страны, когда современный конституционализм испытывает давление международных трендов поляризации межгосударственных объединений и фрагментации институтов международного публичного права. Именно в этот период конституционализм как мировоззренческая система и система государственного правления приобретает новые качества в границах национальных юрисдикций, обеспечивая новый вектор мирового конституционного развития.
В данной статье предлагаются для научного осмысления доктрина народного делиберативного конституционализма как коллективной мудрости. На формирование доктрины оказали влияние четыре ключевые идеи, три из которых вынесены в качестве эпиграфа; все они требуют некоторого пояснения.
Во-первых, идея коллективной мудрости и идея накопленного опыта взаимосвязаны и пронизывают различные сферы публичной и частной жизнедеятельности, отражаясь в таких фольклорных элементах (формах), как народные традиции, обряды, обычаи, воззрения или верования. В русских пословицах и поговорках (русский фольклор) первенствующее положение занимает идея накопленного опыта и идея народной мудрости, которые слабо связаны с процессами государственного управления, принятием решений в публичной сфере и развитием демократической традиции. Идея народной мудрости связана с общественным бременем знаний («кто много знает, с того много и спрашивается»); с важностью аккумулирования и передачи знаний («мало самому знать, надо другим передать»); с синергетическим эффектом коллективных знаний народа («как бы ты ни знал много, а больше народа не узнаешь»); с ограниченностью знаний отдельных специалистов и даже мудрецов по сравнению с коллективной мудростью народа («на всякого мудреца довольно простоты»).
Во-вторых, идея Аристотеля, выраженная в труде «Политика», говорит нам о том, что «многие» люди, не обладающие выдающимися способностями или знаниями «по отдельности», коллективно («когда они собираются вместе») могут быть «лучше, чем несколько лучших людей» и, следовательно, быть носителями коллективной мудрости.