Дата публикации: 10.10.2024

Цифровизация местного самоуправления — «новая» демократия?

Аннотация

В статье представлены суждения автора относительно влияния цифровой трансформации публичного управления в целом и местного самоуправления в частности на участие граждан в делах местного сообщества. Предложено различать «электронную демократию» и «электронное участие», высказана позиция, что демократия традиционная и цифровая имеют общую конституционно-правовую природу, характеризуемую целевым и функциональным единством, но различаются технологическими способами выражения воли и коммуникации. Одним из ключевых факторов, влияющих на условия пользования цифровыми технологиями в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления, является доверие. На основе данных социологических исследований выявлено, что на местном уровне обеспечение доверия обладает определенной спецификой, которую предложено трактовать через территориальную идентичность.




Масштабы и следствия современного этапа цифровизации публичного управления и институтов демократии, несомненно, носят экстраординарный характер и порождают не только сверхожидания нового качества управления, нового уровня легитимации власти, но и актуализируют проблемы адекватного правового регулирования этих процессов. Сложность последнего порождается отсутствием единообразия научно-категориального аппарата, острой дискуссией о формах и пределах «электронной» демократии, вплоть до поиска новых смыслов традиционных конституционных институтов прямой и представительной демократии.

Учитывая, что «общество как социальная система представляет собой совокупность коммуникаций», не будем отрицать очевидное: «Определение современного общества предполагает использование характеристики «информационное». Именно коммуникации, в том числе между гражданином и государством, и местным самоуправлением, претерпели и продолжают претерпевать колоссальную трансформацию. Как отмечает С.А. Авакьян, электронно-цифровые технологии меняют окружающий мир, ставят новые задачи перед государством, обществом, гражданам и их объединениями.

В научных публикациях цифровизация публичного управления и конституционных политических институтов получила многочисленные эквиваленты: от цифрового взаимодействия и электронной демократии до цифровой диктатуры, цифрового авторитаризма и безлюдной демократии.

Среди ученых высказывается мнение, что «активная цифровизация политического и правового пространства, …приводит к неуклонному переходу от демократии традиционной к цифровым (электронным) формам народного волеизъявления?». Поясняет данное утверждение А.С. Лолаева в другой своей статье, где отмечается, что «различие между демократией традиционной и цифровой (электронной) носит главным образом технологический характер, диктуемый потребностями научно-технического прогресса, цифровизацией политических процессов. Цифровая (электронная) демократия становится эволюционной трансформацией традиционной демократии». Представляется, что данные суждения не совсем корректны: авторы ссылаются на «традиционную» демократию и «цифровые» (электронные) формы демократии. Полагаем, правильнее говорить как раз об изменении привычных форм и способов выражения волеизъявления, когда граждане с помощью цифровых каналов связи непосредственно выражают свою волю, а демократия остается традиционной – прямой и представительной. Правильнее утверждать, что в условиях цифровой трансформации прямая (непосредственная) демократия расширила инструменты делегирования власти народом, дополнила традиционные каналы коммуникации новыми цифровыми (дистанционными) формами.

Список литературы

1. Макаренко Д.Г. Механизмы формирования доверия общества к институтам государственной власти / Д.Г. Макаренко // Мониторинг правоприменения. 2021. № 2. С. 21–26.
2. Yampolskaya D.O. Digital innovations as a development driver for regional management and consumer interaction in the post-pandemic period / D.O. Yampolskaya, S.Yu. Chernikov // E3S Web of Conferences: International Conference «Ecological Paradigms of Sust
3. Van Dijk J. Digital democracy: Vision and reality / J. Van Dijk // Innovation and the Public Sector. 2012. Vol. 19. P. 56.
4. Shirokov I.S. Democratization of political communication and political participation with using e-democracy technology / I.S. Shirokov // Modern Science and Innovations. 2022. Iss. 1 (37). P. 137–145.
5. Шеломенцев А.Г. Участие местного сообщества в управлении местными финансами: проблема доверия / А.Г. Шеломенцев, С.В. Сятчихин, А.Д. Панченко [и др.] // Московский экономический журнал. 2019. № 13. С. 565–579.
6. Черкашин М.Д. Доверие населения к органам власти как фактор социальной консолидации общества / М.Д. Черкашин // Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Т. 7. № 4. С. 74–83.
7. Фролова Е.В. Факторы формирования доверия к местной власти в Российской Федерации на современном этапе / Е.В. Фролова, О.В. Рогач // Ars Administrandi (Искусство управления). 2022. Т. 14. № 4. С. 719–740.
8. Сурков В. Безлюдная демократия и другие политические чудеса 2121 г. / В. Сурков // Актуальные комментарии. 2021. 11 октября.
9. Пушкарева Г.В. Доверие в публичном пространстве государственного управления / Г.В. Пушкарева // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 76. С. 151–175.
10. Писоцкий А.Р. Цифровая диктатура и цифровая демократия / А.Р. Писоцкий // Актуальные вопросы информационной безопасности и защиты информации : сборник научных статей / редакторы: Е.В. Стельмашонок, И.Н. Васильева. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гос
11. Авакьян С.А. Информационное пространство знаний, цифровой мир и конституционное право / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 7. С. 23–32.
12. Луман Н. Понятие общества / Н. Луман // Проблемы теоретической социологии. Вып. 1 / под редакцией А.О. Бороноева. Санкт-Петербург : Петрополис, 1994. С. 31.
13. Лолаева А.С. Цифровая (электронная) и традиционная демократия: вопросы соотношения. / А.С. Лолаева // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 4. С. 23–26.
14. Лолаева А.С. Современные информационные технологии в деятельности Государственной Думы в контексте электронного государства и электронной демократии / А.С. Лолаева // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 3. С. 32–36.
15. Звонкина О.П. Социальные коммуникативные практики в формате «Граждане –власть»: институциональный аспект формирования доверия местного сообщества / О.П. Звонкина // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. № 9. С. 126–141.
16. Дзидзоев Р.М. Цифровая (электронная) демократия в России: понятие и пределы / Р.М. Дзидзоев, А.С. Лолаева // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2022. № 14 (2). С. 14–20.
17. Голычев А.А. Электронная демократия как факто повышения политического участия граждан современной России : автореферат диссертации кандидата политических наук / А.А. Голычев. Москва, 2006. 238 с.
18. Власова О.Ю. Цифровой авторитаризм и электронная демократия: содержание и границы / О.Ю. Власова // Studia Humanitatis. 2020. № 3. С. 6.
19. Барциц И.Н. Информационное право информационного общества (по поводу книги под редакцией И.Л. Бачило и М.А. Лапиной) / И.Н. Барциц // Государство и право. 2017. № 1. С. 119–122.
20. Алексеева А.Ю. Основные элементы и структура межличностного доверия / А.Ю. Алексеева // Социологический журнал. 2009. № 3. С. 22–40.

Остальные статьи