Дата публикации: 10.10.2024

Институт уполномоченных по правам человека в России: концептуальные основы и эволюция

Аннотация

В статье рассмотрены особенности развития института уполномоченных по правам человека в России. Автор приходит к выводу о том, что российская практика свидетельствует об эволюционном развитии института уполномоченных по правам человека. Данный институт является отражением федеративной структуры государства. Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ компетенционно самостоятельные конституционные фигуры. Их взаимодействие осуществляется на основе координации посредством различных форм, которые во многом сложились на основе практической деятельности и впоследствии были закреплены в федеральном законодательстве. Отчетливо наблюдается тенденция к расширению полномочий российских защитников прав человека по всем направлениям их деятельности, усиливается «юридический инструментарий» уполномоченных. Все это позволяет сделать выводы о высоком авторитете и востребованности института уполномоченных по правам человека как на государственном уровне, так и в среде гражданских отношений.




Институт уполномоченных по правам человека в России сегодня является неотъемлемой частью механизма правовой защиты граждан от неправомерных действий органов и должностных лиц. Возникший в отечественной правовой системе в силу рецепции западноевропейского опыта институт уполномоченных в России обрел особенности, отражающие характер государственности.

Несмотря на некоторую предысторию, фактически институт уполномоченных по правам человека в России начал формироваться после принятия в 1997 г. Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (далее – Закон № ФКЗ – 1).

В соответствии с Законом должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст. 1). Закрепляя направления деятельности, данный Закон весьма общо установил: Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты (ч. 3 ст. 1).

Важно обратить внимание на два принципиальных момента законодательной модели конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Прежде всего Уполномоченный по правам человека в РФ является независимым, неподотчетным и неподконтрольным каким-либо органам или должностным лицам. Государственная Дума РФ, осуществляя назначение, а в предусмотренных Законом случаях освобождение от должности, не вправе требовать от Уполномоченного отчета либо осуществлять контроль за его деятельностью. Не вправе осуществлять контроль за деятельностью Уполномоченного какие-либо иные государственные органы или должностные лица.

Список литературы

1. Зражевская Т.Д. Методологические основы организации эффективной деятельности региональных уполномоченных по правам человека в современных условиях : монография / Т.Д. Зражевская, В.И. Белоножкин, Т. Колобова. Москва : Проспект, 2020. 208 с.
2. Институт уполномоченных по правам человека в системе конституционных гарантий : материалы VI Московского юридического форума (г. Москва, 04–06 апреля 2019) : сборник докладов / члены редакционной коллегии: В.В. Комарова, С.С. Заикин. Москва : РГ-Пресс, 20
3. Михайлов С.М. Участие уполномоченных по правам человека в административном судопроизводстве по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) наделенных публичными полномочиями органов и лиц, нарушающих права и свободы граждан : методические рекомен
4. Москалькова Т.Н. Институт уполномоченных по правам человека: вчера, сегодня, завтра / Т.Н. Москалькова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2021. № 4. С. 23–44.
5. Москалькова Т.Н. О совершенствовании законодательного обеспечения деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации / Т.Н. Москалькова // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 3–12.
6. Цымбалова Н.А. История учреждения института омбудсмана в России / Н.А. Цымбалова // Комиссии и уполномоченные по правам человека: опыт российских регионов. Санкт-Петербург : Норма, 2002. С. 105–114.

Остальные статьи