Институт уполномоченных по правам человека в России: концептуальные основы и эволюция
Аннотация
В статье рассмотрены особенности развития института уполномоченных по правам человека в России. Автор приходит к выводу о том, что российская практика свидетельствует об эволюционном развитии института уполномоченных по правам человека. Данный институт является отражением федеративной структуры государства. Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ компетенционно самостоятельные конституционные фигуры. Их взаимодействие осуществляется на основе координации посредством различных форм, которые во многом сложились на основе практической деятельности и впоследствии были закреплены в федеральном законодательстве. Отчетливо наблюдается тенденция к расширению полномочий российских защитников прав человека по всем направлениям их деятельности, усиливается «юридический инструментарий» уполномоченных. Все это позволяет сделать выводы о высоком авторитете и востребованности института уполномоченных по правам человека как на государственном уровне, так и в среде гражданских отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 10/2024 |
Страницы | 11-18 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-10-11-18 |
Институт уполномоченных по правам человека в России сегодня является неотъемлемой частью механизма правовой защиты граждан от неправомерных действий органов и должностных лиц. Возникший в отечественной правовой системе в силу рецепции западноевропейского опыта институт уполномоченных в России обрел особенности, отражающие характер государственности.
Несмотря на некоторую предысторию, фактически институт уполномоченных по правам человека в России начал формироваться после принятия в 1997 г. Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (далее – Закон № ФКЗ – 1).
В соответствии с Законом должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст. 1). Закрепляя направления деятельности, данный Закон весьма общо установил: Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты (ч. 3 ст. 1).
Важно обратить внимание на два принципиальных момента законодательной модели конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Прежде всего Уполномоченный по правам человека в РФ является независимым, неподотчетным и неподконтрольным каким-либо органам или должностным лицам. Государственная Дума РФ, осуществляя назначение, а в предусмотренных Законом случаях освобождение от должности, не вправе требовать от Уполномоченного отчета либо осуществлять контроль за его деятельностью. Не вправе осуществлять контроль за деятельностью Уполномоченного какие-либо иные государственные органы или должностные лица.