Дата публикации: 10.10.2024

Конституционная модернизация в странах СНГ: современные тенденции

Аннотация

В статье анализируются общие черты и некоторые особенности конституционной модернизации в странах СНГ за последние пять лет. Обращается внимание на новые принципы, нормы, институты, введенные в конституционные тексты. Делается вывод об усилении национального компонента в конституционных текстах. Определяется перспективная формирующаяся тенденция — усиление в конституциях государств СНГ коллективистских устремлений, объединяющего начала.




Характерной чертой современного конституционного развития выступает конституционная модернизация, осуществляемая во многих государствах и регионах мира, включая постсоветское пространство. По справедливому утверждению С.А. Авакьяна, «высший «уровень» модернизации состоит в конституционном реформировании». Учитывая высокую динамику конституционных преобразований в странах СНГ, отметим, что за последнее пять лет в ряде постсоветских государств прошли конституционные реформы, ставшие точкой отсчета для начала нового этапа конституционного развития: в 2020 г. – в России, в 2021 г. – в Кыргызстане, в 2022 г. – в Беларуси, Казахстане, в 2023 г. – в Узбекистане, Туркменистане. В связи с этим анализ данных реформ представляет определенный научный интерес в целях определения общих тенденций конституционной модернизации в государствах СНГ с учетом их специфических особенностей.

Принятие в 90-е гг. XX в. в странах СНГ конституций явилось результатом отказа от социалистической модели и признание либерально-демократической модели общественного развития. Учредительные акты постсоветских государств на первоначальном этапе во многом имели определенное сходство, хотя и учитывали некоторые национальные особенности. Схожесть конституционных текстов была предопределена провозглашением ряда западноевропейских либерально-демократических ценностей. Так, в конституциях нашли закрепление классические принципы либеральной демократии, был формализован переход от одного типа государства к другому путем закрепления новых принципов (например, принципы приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства, верховенства права, разделения властей, политического плюрализма и др.) и институтов, отрицавшихся ранее (в частности, институт президентства и др.). Обращаясь к истории подготовки Конституции РФ 1993 г., А.И. Ковлер отмечает, что «в основу первых двух глав «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина» положена идеология прав человека, а не государства-левиафана». Автор обращает внимание, что «многие положения гл. 1 и 2 Конституции формировались… по принципу противопоставления советской идеологии и новой правозащитной концепции». Не затрагивая теоретических рассуждений об отличии модели советской конституции, по нашему мнению, представляющей собой инновационную конституционную модель, от постсоветской конституции, подчеркнем, что формально в основу конституций стран СНГ легли две фундаментальные концепции: концепция, предполагающая приоритет личности, его прав и свобод, гарантий их реализации, и влекущая утверждение индивидуализма и ослабление коллективизма, и концепция разделения властей, обе кардинальным образом изменяющие парадигму общественных отношений в системе личность – общество – государство.

В целом минимально провозглашая связь с прошлым, конституции стран СНГ были ориентированы на будущее и отражали стремление к глубоким изменениям через признание и закрепление классических принципов либеральной демократии. Связь с прошлым прослеживалась в конституционных положениях, подтверждающих непрерывность государственности, уважительное отношение к истории конституционного развития государств, что можно рассматривать в качестве аргументов подтверждения непрерывности конституционного процесса, определенной преемственности в конституционном развитии.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Модернизация публично-политических отношений и конституционное реформирование: проблемы и перспективы / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 9. С. 3–6.
2. Василевич Г.А. Новеллы белорусской Конституции как фактор устойчивого развития государства / Г.А. Василевич // Право.by. 2022. № 2 (76). С. 14–23.
3. Васильева Т.А. Изменение конституции: современные тенденции / Т.А. Васильева // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 9. С. 80–86.
4. Ковлер А.И. Конституция России как сравнительный проект (к истории создания Конституции Российской Федерации) / А.И. Ковлер // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 1. С. 8–14.
5. Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование : монография / ответственный редактор В.Е. Чиркин. Москва : Норма: ИНФРА-М, 2011. 656 с.
6. Масловская Т.С. Новые объекты конституционного регулирования (на примере обновленной Конституции Республики Беларусь) / Т.С. Масловская // Правоприменение в публичном и частном праве : материалы Международной научной конференции (г. Омск, 24 марта 2023 г.
7. Хабриева Т.Я. Конституционная модернизация в странах СНГ: новые тенденции / Т.Я. Хабриева // Вестник Российской академии наук. 2018. Т. 88. № 1. С. 40–49.
8. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я. Ха
9. Чуприс О.И. Изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь: олицетворение самобытности Основного Закона и обновленной государственности / О.И. Чуприс // Право.by. 2022. № 2 (76). С. 5–13.

Остальные статьи