Противодействие коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок как способ обеспечения экономической безопасности государства
Аннотация
В статье рассматриваются основные индикаторы проявления коррупции при проведении государственных и муниципальных закупок. На основе анализа законодательства о противодействии коррупции в Российской Федерации и практики ее применения автором предлагаются возможные меры по минимизации коррупционных рисков, приводятся практические примеры работы органов государственной власти и местного самоуправления, нацеленной на противодействие коррупции в указанной сфере.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 10/2024 |
Страницы | 50-53 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-10-50-53 |
Борьба с коррупцией за последнее время стала приоритетным направлением государственной политики. Следует отметить, что проявление коррупции наносит существенный вред экономике страны, большое количество правонарушений выявляется ежегодно в сфере государственных и муниципальных закупок. В интервью агентству «Интерфакс» заместитель начальника Управления по противодействию преступлениям коррупционной направленности в области использования и распределения бюджетных средств Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ Дмитрий Матвеев отметил: «…если в 2017–2018 годах это было 500600 преступлений в сфере госзакупок, то с годами их количество увеличивается. Уже в 2022 году их число составило уже больше 1,1 тыс. коррупционных уголовных дел — их доля составляет 738 от 1,1 тыс., из них только 133 факта взяточничества. Ущерб составил более 6 млрд рублей».
По словам руководителя Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкина, цель работы следственных органов на сегодняшний день состоит в том, «чтобы совместно с государственными надзорными и контролирующими органами решительно пресекать все возможные коррупционные проявления, связанные с нецелевым расходованием и хищением бюджетных средств, выделяемых государством на оборону страны, на реализацию социальных программ в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и других областях, затрагивающих жизненно необходимые интересы населения».
Рассмотрим основные индикаторы коррупции в государственных и муниципальных закупках, отраженные в различных методических рекомендациях органов власти, ориентированных на борьбу с коррупционными проявлениями.
• Незначительное количество участников закупки. Ограниченное число участников закупки снижает конкуренцию, что повышает риски сговора между ними и заказчиком. Это создает условия для манипулирования процедурами закупки в пользу заранее определенного поставщика. Отсутствие реальной конкуренции может приводить к завышению цен, снижению качества товаров, работ и услуг. Причинами возникновения коррупционного фактора являются: недостаточная информированность потенциальных участников о предстоящих закупках, чрезмерно узкое или неточное описание объекта закупки, ограничивающее круг поставщиков, высокие барьеры входа на рынок (лицензирование, сертификация, специальные требования), наличие сговора поставщиков, образование картельных сговоров, ограничение доступа участников к закупочной документации или торгам.
• Существенное количество неконкурентных способов осуществления закупки, т.е. в форме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Закупка у единственного поставщика минимизирует конкуренцию, так как исключает состязательность между участниками. Это создает возможности для злоупотреблений со стороны заказчика, сговора с поставщиком и завышения цен. Отсутствие открытых конкурентных процедур снижает прозрачность и подконтрольность закупок, повышает риски коррупции.