Дата публикации: 10.10.2024

Цифровая инклюзивность в цифровом государстве

Аннотация

Применение цифровых технологий во всех сферах современной жизни, в том числе в государственном управлении, в области государственных услуг, помимо положительных эффектов (ускорение и упрощение процессов, доступность, открытость информации, экономия времени и средств и т.п.) влечет за собой еще и такую проблему, как «цифровой разрыв», поскольку некоторая часть населения остается вне использования цифровых технологий, не имея достаточных навыков, средств или условий для применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Уже замечено, что цифровой разрыв трудно преодолим и, скорее всего, не может быть ликвидирован полностью, даже при смене поколений. Однако в силах власти снизить его показатели. Необходимо проводить работу по уменьшению цифровой асимметрии. Причем такая работа должна быть системной. В статье предлагается принять программный документ на федеральном уровне для повышения показателей цифровой инклюзивности. Дается вариант определения данного понятия.




Внедрение цифровых технологий во все сферы жизни является постоянной задачей для современного государства. Технологии призваны сделать нашу жизнь проще, удобнее, упростить и ускорить действия и процедуры. По мере ускорения темпов технологических изменений увеличивается и разница, которую часто именуют «разрывом», между включенными в цифровые процессы лицами и теми, кому современные технологии недоступны. Кроме того, те, кто пользуется электронными технологиями сегодня, могут столкнуться с трудностями в будущем (в связи с усложнением технологий, программ и аппаратуры, потерей навыков пользования, устареванием имеющегося оборудования, экономическими проблемами и другими причинами) и также перейти в категорию «выключенных». Кроме того, для многих людей развитие технологий происходит слишком быстро. В связи с этим не следует полагать, что проблема цифрового разрыва или цифрового исключения будет решена по мере того, как старшие поколения уйдут (как правило, менее включены в пользование ИКТ люди старше 60 лет).

Анализ рейтингов цифрового правительства, предлагаемых университетом Васэда (Япония) за 2023 г., показывает, что для всех стран мира характерен цифровой разрыв при все более усиливающейся цифровизации процессов в государственном управлении. Этим же университетом были выделены тенденции в сфере власти и управления, характерные для последних двадцати лет развития всех стран мира, среди которых названа и цифровая инклюзивность.

Цифровую инклюзивность в государственном управлении можно определить как такое положение, при котором каждый, независимо от состояния здоровья, возраста или особенностей восприятия информации, имеет равные возможности участвовать в жизни общества, получать государственные услуги, реализовать свои права, получать данные с использованием цифровых технологий.

Цифровая инклюзивность также определяется как подход к преодолению цифрового разрыва, что заключается в «обеспечении доступа к использованию информационных и коммуникационных технологий, а также… цифровому контенту и услугам для всех членов сообщества».

Периодически встречаются мнения, что необходимо в нормативных правовых актах определить понятие «цифровая доступность» или «цифровая инклюзия» (речь идет о государственных сервисах, создаваемых с использованием бюджетных средств). Легальное определение должно способствовать системному подходу при решении проблемы обеспечения доступности, определив единые принципы ее обеспечения.

Список литературы

1. Артемова С.Т. Цифровой разрыв и конституционные гарантии цифрового равенства / С.Т. Артемова, Н.А. Жильцов, О.И. Чердаков // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 10. С. 41–45.
2. Головенчик Г. Цифровой разрыв: причины возникновения, последствия и пути преодоления / Г. Головенчик // Наука и инновации. 2021. № 6 (220). С. 32–37.
3. Плотичкина Н.В. Цифровая инклюзия: теоретическая рефлексия и публичная политика / Н.В. Плотичкина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 216–226.
4. Сафарова Н. Тенденции цифровой инклюзивности в Узбекистане / Н. Сафарова // Экономика: анализы и прогнозы. 2022. № 3 (19). С. 147–152.

Остальные статьи