Государственное публичное управление цифровой средой: реализация идеи в условиях выявления и устранения конституционных рисков
Аннотация
Внедрение современных цифровых технологий создает новую динамику для человека, общества и государства, а также привносит значительные изменения в систему государственного управления. Применение технологий больших данных существенно расширяет возможности для формирования новых экономических моделей, международного сотрудничества и конкуренции. Однако усиление процессов вовлеченности человека в цифровую среду не только открывает новые формы и методы инновационного управления государством, но и несет за собой серьезные конституционные риски, а также угрозы для государственного суверенитета. Последовательное осуществление конституционализации предопределяет эффективность реализации конституционного законодательства и деятельности органов публичной власти. Эффективное государственное управление цифровой средой может быть достигнуто посредством формирования качественной нормативной базы, характеризующейся относительной стабильностью и конституционной ориентированностью.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 10/2024 |
Страницы | 38-42 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-10-38-42 |
Современная действительность характеризуется стремительной интеграцией цифровых технологий в российское правовое пространство. Право в условиях новой реальности рассматривается не только как основной регулятор цифрового переориентирования государственного публичного управления, но и как объект трансформационных процессов и модернизации для его отраслевой и межотраслевой адаптации.
Выстраивается новый вектор развития методологии юридической науки, позволяющей изучать право с позиции соотношения реального и виртуального. М.Д. Напсо, М.Б. Напсо указывают: «…перешагнувший в цифровую эпоху индивид сталкивается с новыми вызовами и становится заложником новых смыслов виртуального и реального мира».
Одним из важных критериев в сложившихся цифровых условиях жизни общества выступают конституционные фундаментальные основы, претерпевшие ряд изменений в 2020 г. В ст. 71 Конституции РФ вносятся поправки, согласно которым к исключительным предметам ведения Российской Федерации относится обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий и обороте цифровых данных.
Закрепление в основном законе новых приоритетов, а следовательно, и новых конституционных ценностей поставило перед научным сообществом и государством основную задачу по развитию законодательства, в котором баланс интересов государства и общества предполагает комплексную оценку всех связанных факторов внедрения цифровых технологий в правовой оборот, с учетом фундаментальных незыблемых требований Конституции РФ.
Глава государства в ряде поручений в начале 2023 г. говорит о необходимости скорейшего рассмотрения поправок в российское законодательство, усиливающее ответственность за факты незаконного оборота персональных данных для юридических лиц, допускающих утечку информации. В 2024 г. он же формулирует и дополняет приоритетность национальных проектов, указывая на введение нового проекта «Экономика данных».