Этические и правовые аспекты цифрового взаимодействия органов местного самоуправления и граждан
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы цифрового взаимодействия органов местного самоуправления и граждан с учетом правовых и этических аспектов. Обозначены факторы риска в отношении развития систем искусственного интеллекта с точки зрения разновекторности его воздействия на возникающие правовые отношения. Пессимизм в отношении искусственного интеллекта обозначен фактором риска, который может сказаться на темпах внедрения цифровых технологий.
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 10/2024 |
Страницы | 33-37 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-10-33-37 |
Источником власти в демократических государствах является народ. В ст. 3 Конституции Российской Федерации именно народ провозглашается носителем суверенитета и единственным источником власти, осуществляющим ее как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения как сущностную характеристику вопросов местного значения.
Одним из наиболее важных элементов правового статуса местного самоуправления является территория, размеры которой непосредственно влияют на иные основы местного самоуправления – от организационных до экономических. В настоящее время констатируется тенденция укрупнения городов. Однако, как подчеркивает профессор В.В. Таболин, слабая заселенность большей части государства становится проблемой, препятствием на пути социально-экономического развития, при этом «централизация и “ручное государственное управление” разрушают природу местного самоуправления, блокируют реализацию идей демократии на местах».
Насколько полно и эффективно решаются вопросы местного значения, зависит в том числе и от того, насколько реализуются потребности жителей, насколько реально местное самоуправление приближено к населению.
Следует обратить внимание и на аспекты согласования интересов различных уровней публичной власти. Вопросы реального обеспечения возможностей муниципальных образований тесно переплетаются с реализацией их финансирования в рамках национальных проектов, государственных программ, т.е. за счет федерального бюджета. Вместе с тем данные вопросы не приобретают государственное значение, а стимулируют развитие новых механизмов взаимодействия разных уровней публичной власти.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» среди целевых показателей и задач, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», отмечено улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30 процентов к 2030 г. и на 60 процентов к 2036 г.