Гражданский мир как категория конституционного права
Аннотация
В статье рассматривается содержание категории «гражданский мир». Авторы исследуют нормативные и доктринальные подходы к закреплению элементов и способов обеспечения гражданского мира. На опыте стран Латинской Америки продемонстрирована изменчивость, нелинейность и разноплановость данной категории. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения объективной оценки качества мира и нормативного закрепления критериев такой оценки. Актуальной задачей является совершенствование нормативных, методологических и концептуальных основ обеспечения мира.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 10/2024 |
Страницы | 29-32 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-10-29-32 |
Категория гражданского мира долгое время фигурирует в научных исследованиях, закреплена в тексте Конституции Российской Федерации, однако в конституционном праве России ее содержание находит фрагментарное выражение в Основном законе и иных конституционно-правовых актах, отсутствуют четкие нормативные критерии оценки эффективности обеспечения гражданского мира.
В связи с внесением поправок в 2020 г. помимо Преамбулы терминологическое сочетание «гражданский мир» было упомянуто в ст. 80, закрепившей что «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти».
В иных конституционно-правовых актах содержание рассматриваемой категории отражается лишь фрагментарно. Концепция общественной безопасности в качестве одной из целей определяет сохранение гражданского мира и стабильности в обществе, а также акцентирует внимание на необходимости профилактики межконфессиональных и межнациональных конфликтов.
Состояние гражданского мира рассматривается в качестве «составляющей национальной безопасности, одним из условий обеспечения состояния защищенности национальных интересов». В документе констатируется усиление нестабильности, рост конфликтности, геополитической напряженности и количества попыток стимулировать негативные социальные процессы. В качестве ответа на данные вызовы предложены общие меры профилактики социальной напряженности и конфликтности, иностранного вмешательства во внутренние дела, развитие механизмов взаимодействия органов публичной власти и гражданского общества, предупреждение распространения религиозных и политических радикальных течений, подчеркивается взаимосвязь процессов обеспечения гражданского мира и согласия, международного мира и глобальной безопасности.
Положительно оценивая формирование концептуальных основ обеспечения личной, общественной и государственной безопасности, попытку обозначить их ценностную основу, нельзя не отметить и ряд недостатков. Во-первых, суть терминологического сочетания «гражданский мир и согласие» не раскрывается и выражение используется бессистемно, обозначая и условие, и цель, и задачу. Кроме того, наличие множества декларативных и оценочных положений расширяют возможность усмотрения при реализации нормативных предписаний. Нужно объективно оценить возможности права и объективные пределы его воздействия в сфере регулирования морально-этических отношений, правового воздействия на естественное развитие и изменение русского языка.