Ответственность главы субъекта РФ при возникновении чрезвычайной ситуации: конституционно-правовой аспект
Аннотация
Работа посвящена вопросам конституционно-правовой ответственности главы субъекта РФ при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального уровня реагирования. Автор установил, что при недобросовестном выполнении законов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций глава субъекта РФ несет не только дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную, но и конституционно-правовую ответственность. Автором рассмотрены такие меры конституционно-правовой ответственности, которые могут быть применимы в отношении главы субъекта РФ при недобросовестном выполнении обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, как выговор Президента РФ, предупреждение Президента РФ и досрочное отрешение от должности Президентом РФ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 10/2024 |
Страницы | 13-16 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-10-13-16 |
Защита населения от чрезвычайных ситуаций (далее – ЗНТЧС) – одно из наиболее важных направлений деятельности государства, поскольку чрезвычайные ситуации, в зависимости от их уровня, могут наносить колоссальный как экологический, так и социально-экономический ущерб. Так, одной из приоритетных целей современной государственной политики выступает обеспечение безопасности личности и общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций. В настоящее время государство активно разрабатывает мероприятия, позволяющие предупредить чрезвычайные ситуации (ЧС) и минимизировать негативные последствия, которыми сопровождаются ЧС различного характера. ЗНТЧС регулируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта, поскольку множество ЧС имеют региональный уровень. Глава субъекта РФ является одной из ключевых фигур, которая несет ответственность в области ЗНТЧС.
В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года одним из принципов в области экологического развития является ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Указ Президента РФ от 4 февраля 2021 г. № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации» одним из показателей оценки деятельности главы субъекта РФ устанавливает «качество окружающей среды», который включает в себя защиту населения от ЧС. Это говорит о том, что глава субъекта РФ оказывает ключевое влияние при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения субъекта.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Федеральный закон № 68-ФЗ), глава субъекта РФ наделен полномочиями по принятию решений о введении режима ЧС при возникновении ЧС регионального характера.