О представительной природе органов публичной власти
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы представительной природы органов публичной власти. Акцент сделан на сущностных признаках, позволяющих оценить характер представительства. Основное внимание уделено представительным органам власти как наиболее точно отражающим природу представительства. При формулировании критериев выделения признаков представительства использовались формально-логический и сравнительно-правовой методы. Сделан вывод, что природа представительства наиболее полно раскрывается в формировании и функционировании коллегиальных выборных органов публичной власти.
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 10/2024 |
Страницы | 8-12 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-10-8-12 |
В научной литературе неоднократно высказывались мнения о необходимости определения места представительных органов в системе органов власти. Современными авторами уделяется значительное внимание вопросам сущности, правовой природы и социальной ценности народного представительства. Появились работы, посвященные представительству в конституционном праве. В частности, в монографии С.А. Авакьяна затронут широкий пласт проблем народного представительства.
Базовой основой понимания народного представительства являются положения Основного закона. Согласно ст. 3 Конституции РФ, народ, выступая в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти, осуществляет ее как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Хотя суверенитет народа может быть реализован как напрямую (голосование на выборах, референдум), так и через выборные органы, все же представительная демократия наиболее продуктивно способна отражать интересы граждан и воплощать их в принимаемых коллегиальным органом актах. Выборные органы позволяют оперативно принимать необходимые решения, и поскольку способ формирования коллегиального представительного органа подразумевает тесную связь с народом, именно представительная форма власти способна оперативно откликаться на общественные запросы, принимать соответствующие этим запросам решения. Анализируя представительские отношения, французский социолог П. Бурдье отмечает, что «группа не может существовать иначе, как делегируя свои полномочия какому-либо лицу или органу, способному действовать в качестве юридического лица, то есть субститута группы».
С.В. Масленникова определяет представительность как «такое качество органа центральной или местной публичной власти, в силу которого он способен формулировать волю граждан, выражать их интересы в своей деятельности». В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым передает свое право на осуществление власти.