Сравнительно-правовой анализ нотариата в Российской Федерации и Республике Беларусь
Аннотация
В статье проводится сравнительно-правовой анализ нотариата в Российской Федерации и Республике Беларусь. Рассматриваются особенности правового регулирования, организации и функционирования нотариальной деятельности в этих странах. Анализируются правовые основы нотариата, включая основные законы и нормативные акты, регулирующие деятельность нотариусов. Особое внимание уделяется функциям нотариусов, их роли в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также их взаимодействию с государственными органами. Перспективы дальнейшего развития нотариата в России и Беларуси также обсуждаются с акцентом на возможных направлениях совершенствования нотариальной деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Нотариус № 04/2024 |
Страницы | 52-56 |
DOI | 10.18572/1813-1204-2024-4-52-56 |
Правовые основы нотариата в России и Беларуси
Истоки сотрудничества между нотариатами Российской Федерации и Республики Беларусь берут свое начало еще в 1995 г., когда между Федеральной нотариальной палатой России и Белорусской нотариальной палатой было заключено соглашение о сотрудничестве. Позднее, в октябре 2014 г., было подписано еще одно соглашение, уже в рамках сотрудничества стран ― участниц ЕАЭС ― между нотариальными палатами России, Беларуси, Казахстана и Армении.
В Российской Федерации правовой статус нотариата определяется Основами законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. (далее ― Основы). Данный нормативно-правовой акт регулирует организацию нотариата, права и обязанности нотариусов, порядок совершения нотариальных действий. В Республике Беларусь базовым нормативным актом является Закон от 18 июля 2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее ― Закон о нотариате), устанавливающий правовые, организационные и экономические основы нотариальной деятельности. В дополнение к вышеизложенным, основополагающим нормативно-правовым актам в обеих странах наличествуют акты процедурной природы, устанавливающие непосредственный порядок действий при осуществления нотариальной деятельности. Так, в России в настоящее время действует Регламент совершения нотариальных действий, утвержденный в 2017 г., заменивший ранее действовавшие инструкции, а в Республике Беларусь с 2006 г. и по настоящее время ― Инструкция о порядке совершения нотариальных действий.
Говоря о соотношении функций нотариата, первоначально стоит отметить, что как в Российской Федерации, так и Республике Беларусь (РБ) нотариальные действия могут совершаться как нотариусами, так и другими уполномоченными лицами, в частности должностными лицами местного самоуправления или консульскими учреждениями в случае отсутствия нотариуса (ст. 1 Основ, ст. 1, 3 Закона о нотариате). Согласно ст. 1 действующей редакции Закона РБ о нотариате, нотариусы действуют от имени государства, но не являются госслужащими. В России нотариус также находится на стыке частного и публичного права, выступая одновременно уполномоченным представителем государства и независимым специалистом для обратившихся к нему лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Основ нотариусам делегированы определенные полномочия для защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений. Таким образом, и в России, и в Беларуси нотариусы формально не являются госслужащими, но выполняют от лица государства функции по защите прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Законодательством обеих стран предусматривается возможность расширения перечня нотариальных действий за пределами установленного списка: через нормативно-правовые акты или международные договоры (ст. 35, 38, 109 Основ и ст. 4, 54, 56, 116 Закона о нотариате). Однако Закон налагает ограничения на действия уполномоченных лиц за пределами страны (ст. 55 Закона о нотариате). Нотариусы также выполняют фискальные функции, информируя налоговые органы о передаче имущества и подозрительных сделках, что предусмотрено законодательством обеих стран.