Проблема включения произведений литературы в состав наследственной массы
Аннотация
Настоящая статья посвящена современным проблемам, возникающим при наследовании исключительного права на литературное произведение. В результате своего исследования автор предлагает восполнить пробелы действующего законодательства с целью разрешения описанных проблем. Практическая ценность исследования: предлагается как устранить некоторые противоречивые положения, касающиеся, в частности, использования объектов авторских прав и соблюдения связанных с этим разных формальных процедур, так и усовершенствовать имеющиеся процедуры регистрации произведений, которые способны упростить принятие наследства, если в его состав включены зарегистрированные произведения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Нотариус № 04/2024 |
Страницы | 47-51 |
DOI | 10.18572/1813-1204-2024-4-47-51 |
Российское государство гарантирует право наследования, в том числе и на конституционном уровне. Как указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении, данное право, как и другие права и свободы, должно быть «подлинно действующим и эффективным». При этом в данном постановлении обращается внимание, что правовую позицию Конституционный Суд РФ ранее сформулировал в других постановлениях. Следовательно, указанная гарантия должна быть дополнена эффективными правовыми механизмами, позволяющими ее реализовать для самых разных результатов интеллектуальной деятельности при их наследовании. Поэтому мы продолжаем исследование современных проблем, связанных с реализацией правоотношений интеллектуальной собственности в ходе процедуры наследования. Ранее автором рассматривались некоторые проблемные аспекты наследования разных результатов интеллектуальной деятельности (произведения литературы и патента).
Наследники сталкиваются с проблемой определения состава наследственной массы, если наследуются произведения литературы. Не всегда правоприменители правильно решают конкретные вопросы, связанные с этим. Актуальность этой проблемы подтверждает и судебная практика. Например, в одном случае, когда наследство включало произведение литературы ― книгу, нотариус при обращении наследников не выдал им такое свидетельство. Он также и не отказывал в выдаче свидетельства, ожидая ответов на запросы, и наследники в итоге обратились в суд. В другой ситуации нотариус, узнав, что в наследственную массу включены книги, отказал наследникам в оформлении наследственного дела, предложив воспользоваться услугами своего коллеги.
Здесь отметим особую роль нотариуса по проверке состава наследства согласно ст. 72 Основ законодательства РФ о нотариате.
С одной стороны, данная обязанность означает, что он может запрашивать любые документы. Однако такая проверка ограничена тем требованием, что для подтверждения состава наследства допускаются только определенные доказательства. С другой стороны, если нотариус на выдает свидетельство о праве на наследство, содержащее конкретные произведения, по причине неустановления им состава наследства, наследники могут, в частности, лишиться как возможности распоряжаться конкретным произведением путем заключения лицензионного договора, так и возможности получить вознаграждение по лицензионным договорам, которые заключил наследодатель. Так, в рамках гражданского дела № 02-5101/2023 издательство только на запрос суда представило лицензионные договоры с наследодателем. Также было установлено иное имущество наследодателя на основании судебных запросов. То есть фактически суд устанавливал состав наследства, что привело к существенному увеличению сроков рассмотрения дела, так как сначала потребовалось истребовать материалы наследственного дела и устанавливать по ним состав наследства, определенный нотариусом. Только после этого, убедившись, что наследственная масса фактически не была установлена в рамках наследственного дела, суд самостоятельно запрашивал у различных структур (банки, государственные органы, издательство) сведения об имуществе наследодателя.