Правовые механизмы защиты от недобросовестного влияния при отказе от наследства
Аннотация
Споры вокруг признания отказа от наследства недействительным основаны на заблуждении наследников, однако суды считают, что такое заблуждение не может быть мотивировано. Исследовав более семисот подобных дел, авторы пришли к выводу, что порок воли не может быть доказан, если истец находился в неведении или совершил ошибку: в этих случаях он должен был бездействовать. Авторами даны рекомендации по дополнению методических рекомендаций для нотариусов с целью создания безопасной среды для повышения гражданского оборота и уменьшения судебной нагрузки как следствия снижения заблуждения наследников в данном вопросе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Нотариус № 04/2024 |
Страницы | 42-46 |
DOI | 10.18572/1813-1204-2024-4-42-46 |
Право на достойную жизнь и существование закреплено в ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, но не всегда это право находит должное обеспечение как в социальной сфере, так и в вопросах наследственного права. Действующий указ Президента В.В. Путина предопределил 2024 г. как время, посвященное в том числе и защите имущественных и наследственных прав семьи.
Отказ от наследства, по нашему мнению, является следствием некомпетентности в сфере наследственного планирования, наличия внутрисемейных конфликтов, несплоченности родственников и близких. Наследство следует считать комплексным институтом ― как личностно-правовым, так и семейно-правовым. Непонимание вопросов дальнейшей судьбы наследства создает множество проблем и обесценивает такие институты, как брачный договор, договор ренты, корпоративное право, которые могли бы помочь еще при жизни наследодателю подготовить свои активы к передаче наследникам.
Таким образом, отказ от наследства, являющийся необратимым и безоговорочным действием согласно п. 3 ст. 1157 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), можно считать осознанным нежеланием наследника принять наследство, выраженное в безусловном переходе прав и обязанностей к наследнику. Нередко отказ от наследства связан с наличием у наследодателя долгов, наличием явного заблуждения относительно понимания будущего как наследства, так и его правопреемников. Принятие наследства и отказ от него являются односторонней сделкой, для которой применимы положения о договорах и обязательствах согласно ст. 156 ГК РФ.
Отказываясь от наследства без указания бенефициара, отказная доля в наследственной массе, согласно ст. 1157 ГК РФ, перейдет в дальнейшем к другим наследникам по закону, а при их отсутствии ― к государству, которое уже не может отказаться от выморочного имущества ввиду возникновения наследственного правоотношения. При отказе от доли в наследстве наследником по завещанию отказная доля переходит также к наследникам по завещанию, которая распределится в равных долях между ними.
Нужно отметить что нотариус, к сожалению, не обязан разъяснять как последствия таких решений, так и то, что права наследования при отказе не перейдут автоматически к детям, внукам или правнукам наследника даже при его письменном обращении (или направленном отказе). Это противоречило бы содержанию ст. 1158 ГК РФ, и такой персонифицированный отказ впоследствии был бы признан судом ничтожным.