Общественный контроль за корпоративными организациями, осуществляющими отдельные публичные полномочия: проблемы и перспективы развития
Аннотация
В статье рассматриваются современные проблемы и перспективы реализации общественного контроля в отношении ключевой разновидности юридических лиц — корпоративных организаций, уполномоченных на реализацию отдельных публичных полномочий. Исследован перечень корпоративных организаций, в отношении которых может и должен осуществляться общественный контроль. Сформулирована и аргументирована совокупность предложений, направленных на устранение указанных проблем, что позволит оптимизировать функционирование данного института гражданского общества в отношении указанной группы объектов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 10/2024 |
Страницы | 17-29 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-10-17-29 |
Проблемы определения системы объектов общественного контроля в нашей стране детально изучены в периодике ряда ученых, в частности, О.В. Пищулина, Г.Н. Комковой и Е.В. Бердниковой, И.М. Япрынцева, В.В. Гриба, Т.Н. Михеевой, В.В. Гончарова и ряда иных авторов. Однако существенная доля исследований посвящена анализу аппарата власти как объекта контроля гражданского общества и не затрагивает злободневную проблему допуска субъектов общественного контроля к проведению своих мероприятий и в отношении широкого круга юридических лиц. Игнорирование данной проблематики чревато тем, что будет нарушаться широкий спектр прав, свобод и законных интересов наших граждан, что подрывает в целом смысл существования института общественного контроля. Ключевую роль среди юрлиц, в отношении которых должен функционировать указанный институт, занимают корпоративные организации в силу своей многочисленности и важности в экономическом плане. По этой проблематике имеются актуальные и значимые работы, в частности В.В. Гриба, И.Г. Тараненко и ряда иных ученых, но их, с одной стороны, недостаточно, а с другой стороны, большинство из них было написано около 10 лет тому назад, в то время, как корпоративное законодательство в России весьма интенсивно развивалось последние годы, что требует проведения новых исследований по указанной проблематике с учетом тех изменений, которые затронули вышеназванные отрасли российского законодательства. В силу данной причины нами и была выбрана тема настоящего научного исследования, в качестве генеральной цели которого выступает формализация и анализ всей совокупности проблем, препятствующих построению эффективной системы общественного контроля в отношении указанной категории его объектов, а также разработка конгломерата выводов и предложений, направленных на ликвидацию указанных проблем, что позволит осуществлять полноценный охват мероприятиями общественного контроля всей палитры юрлиц в стране. В противном случае деятельность корпоративных организаций будет бесконтрольна со стороны гражданского общества, что ущемляет процесс реализации прав, свобод и законных интересов граждан. Упомянутая цель может быть достигнута посредством реализации совокупности исследовательских задач, в которые входят: обоснование актуальности указанного института гражданского общества для обеспечения развития российского государства и общества; анализ существующих разновидностей корпоративных организаций, которым федеральным законодательством доверено право реализации отдельных публичных полномочий, деятельность, акты и решения которых необходимо контролировать со стороны субъектов общественного контроля; анализ и формализация всех проблем, которые не дают данным субъектам полноценно реализовывать свои мероприятия в отношении указанных разновидностей корпоративных организаций; разработка и обоснование системы предложений, которые позволят не только разрешить указанные проблемы, но и вывести механизм общественного контроля за корпоративными организациями на новый уровень эффективности и результативности.
Российская Конституция 1993 г., являясь наиболее демократической в мире, закрепила за многонациональным народом страны высочайший правовой статус носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве, детализировав весь механизм реализации народом указанного статуса через сложную систему демократических процедур и форм. Но мало закрепить указанный высокий статус за народом страны – необходим сложнейший механизм гарантий, благодаря работе которых право народа на народовластие и участие в работе органов публичной власти будет реализовано в оптимальном режиме. Ключевое место в указанных гарантиях отводится самому народу, который через систему институтов гражданского общества осуществляет совокупность контрольных процедур, не позволяющих нарушать систему прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Современное российское законодательство формализовало эти контрольные полномочия, закрепив их за субъектами общественного контроля.