Дата публикации: 11.10.2024

Общественный контроль за корпоративными организациями, осуществляющими отдельные публичные полномочия: проблемы и перспективы развития

Аннотация

В статье рассматриваются современные проблемы и перспективы реализации общественного контроля в отношении ключевой разновидности юридических лиц — корпоративных организаций, уполномоченных на реализацию отдельных публичных полномочий. Исследован перечень корпоративных организаций, в отношении которых может и должен осуществляться общественный контроль. Сформулирована и аргументирована совокупность предложений, направленных на устранение указанных проблем, что позволит оптимизировать функционирование данного института гражданского общества в отношении указанной группы объектов.




Проблемы определения системы объектов общественного контроля в нашей стране детально изучены в периодике ряда ученых, в частности, О.В. Пищулина, Г.Н. Комковой и Е.В. Бердниковой, И.М. Япрынцева, В.В. Гриба, Т.Н. Михеевой, В.В. Гончарова и ряда иных авторов. Однако существенная доля исследований посвящена анализу аппарата власти как объекта контроля гражданского общества и не затрагивает злободневную проблему допуска субъектов общественного контроля к проведению своих мероприятий и в отношении широкого круга юридических лиц. Игнорирование данной проблематики чревато тем, что будет нарушаться широкий спектр прав, свобод и законных интересов наших граждан, что подрывает в целом смысл существования института общественного контроля. Ключевую роль среди юрлиц, в отношении которых должен функционировать указанный институт, занимают корпоративные организации в силу своей многочисленности и важности в экономическом плане. По этой проблематике имеются актуальные и значимые работы, в частности В.В. Гриба, И.Г. Тараненко и ряда иных ученых, но их, с одной стороны, недостаточно, а с другой стороны, большинство из них было написано около 10 лет тому назад, в то время, как корпоративное законодательство в России весьма интенсивно развивалось последние годы, что требует проведения новых исследований по указанной проблематике с учетом тех изменений, которые затронули вышеназванные отрасли российского законодательства. В силу данной причины нами и была выбрана тема настоящего научного исследования, в качестве генеральной цели которого выступает формализация и анализ всей совокупности проблем, препятствующих построению эффективной системы общественного контроля в отношении указанной категории его объектов, а также разработка конгломерата выводов и предложений, направленных на ликвидацию указанных проблем, что позволит осуществлять полноценный охват мероприятиями общественного контроля всей палитры юрлиц в стране. В противном случае деятельность корпоративных организаций будет бесконтрольна со стороны гражданского общества, что ущемляет процесс реализации прав, свобод и законных интересов граждан. Упомянутая цель может быть достигнута посредством реализации совокупности исследовательских задач, в которые входят: обоснование актуальности указанного института гражданского общества для обеспечения развития российского государства и общества; анализ существующих разновидностей корпоративных организаций, которым федеральным законодательством доверено право реализации отдельных публичных полномочий, деятельность, акты и решения которых необходимо контролировать со стороны субъектов общественного контроля; анализ и формализация всех проблем, которые не дают данным субъектам полноценно реализовывать свои мероприятия в отношении указанных разновидностей корпоративных организаций; разработка и обоснование системы предложений, которые позволят не только разрешить указанные проблемы, но и вывести механизм общественного контроля за корпоративными организациями на новый уровень эффективности и результативности.

Российская Конституция 1993 г., являясь наиболее демократической в мире, закрепила за многонациональным народом страны высочайший правовой статус носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве, детализировав весь механизм реализации народом указанного статуса через сложную систему демократических процедур и форм. Но мало закрепить указанный высокий статус за народом страны – необходим сложнейший механизм гарантий, благодаря работе которых право народа на народовластие и участие в работе органов публичной власти будет реализовано в оптимальном режиме. Ключевое место в указанных гарантиях отводится самому народу, который через систему институтов гражданского общества осуществляет совокупность контрольных процедур, не позволяющих нарушать систему прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Современное российское законодательство формализовало эти контрольные полномочия, закрепив их за субъектами общественного контроля.

Список литературы

1. Белобородов М.В. Общественный контроль в Российской Федерации и делегирование отдельных публичных полномочий / М.В. Белобородов, А.Д. Засовин // Научный аспект. 2022. Т. 2. № 5. С. 168–173.
2. Бердникова Е.В. Особенности конституционно-правового регулирования общественного контроля в советской системе государственного управления / Е.В. Бердникова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 1
3. Вышкварцев В.В. Гражданское общество: нереализованная идея в проектах Конституции России / В.В. Вышкварцев // Вестник Института мировых цивилизаций. 2018. Т. 9. № 3 (20). С. 91–97.
4. Гончаров В.В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации : монография / В.В. Гончаров. Москва : [б. и.], 2019. 255 с.
5. Гончаров В.В. Общественные движения как разновидность некоммерческих корпоративных организаций в России: объект или субъект общественного контроля? / В.В. Гончаров, А.И. Хасаева, В.В. Шелкунова // Право и государство: теория и практика. 2020. № 11 (191).
6. Гончаров В.В. Формы и объекты общественного контроля в Российской Федерации: современные проблемы и пути их разрешения / В.В. Гончаров // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. 2019. Т. 9. № 1. С. 28–3
7. Гриб В.В. Нормативное закрепление и научное видение системы объектов общественного контроля / В.В. Гриб // Юридическое образование и наука. 2016. № 3. С. 154–160.
8. Гриб В.В. Право на посещение объектов общественного контроля: региональный аспект / В.В. Гриб // Юрист. 2015. № 23. С. 4–6.
9. Гриб В.В. Субъекты естественных монополий и государственных корпораций как объекты общественного контроля / В.В. Гриб // Конкурентное право. 2016. № 4. С. 3–5.
10. Комкова Г.Н. Содержание объекта и предмета общественного контроля в Российской Федерации: теоретико-правовые вопросы / Г.Н. Комкова, Е.В. Бердникова // Российское право: образование, практика, наука. 2019. № 4 (112). С. 11–19.
11. Митряев И.С. Понятие и формы общественного контроля / И.С. Митряев // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 2. С. 91–94.
12. Михеева Т.Н. Особенности осуществления общественного контроля / Т.Н. Михеева // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2018. Т. 4. № 1 (13). С. 59–66.
13. Пищулин О.В. Цели, объекты и субъекты общественного контроля / О.В. Пищулин // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 4. С. 108–110.
14. Тараненко И.Г. Общественный контроль как форма контроля социальной ответственности бизнеса / И.Г. Тараненко // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. № 1 (3). С. 337–338.
15. Япрынцев И.М. Сущность и понятие общественного контроля как механизма участия граждан в управлении делами государства / И.М. Япрынцев // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 3. С. 27–31.

Остальные статьи