О возможности признания публично-правовых образований и лиц, выступающих по их специальному поручению, контролирующими должника и привлечении их к субсидиарной ответственности
Аннотация
Одним из центральных правовых понятий несостоятельности (банкротства) как комплексной отрасли законодательства в России является так называемое контролирующее должника лицо, фигурирующее в спорах о привлечении к субсидиарной ответственности в процедурах банкротства. Традиционно в качестве таковых юридическая наука и судебная практика рассматривают физических и юридических лиц, которые могут определять поведение должника в силу юридической или фактической аффилированности с ним. Однако при рассмотрении субъектного состава данного понятия из поля зрения доктрины и практики ускользают публично-правовые образования и лица, выступающие по их специальному поручению в органах управления должником. В связи с этим авторами в настоящей статье анализируется возможность привлечения публично-правовых образований и лиц, выступающих по их специальному поручению, к субсидиарной ответственности в рамках норм Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ходе исследования авторы приходят к выводу о том, что необходимо разграничивать субсидиарную ответственность публично-правовых образований и лиц, выступающих по специальному поручению в органах управления должником. Кроме того, авторами дана негативная оценка возможности привлечения к субсидиарной ответственности лиц, выступающих в органах управления должником по специальному поручению и от имени публично-правовых образований, поскольку отсутствует вина – один из обязательных элементов состава правонарушения. Актуальность статьи состоит в выявлении особенностей привлечения к субсидиарной ответственности лиц, выступающих по специальному поручению от имени публично-правовых образований.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 10/2024 |
Страницы | 3-16 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-10-3-16 |
1. Публично-правовые образования как контролирующие должника лица: теоретический взгляд
Отличительной особенностью процедур банкротства в российском праве является наличие так называемых «обособленных споров», в рамках которых выделяются три крупные группы: 1) споры о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности (так называемое конкурсное оспаривание); 2) споры о включении в реестр требований должника и 3) споры о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. В рамках последней категории споров ключевое значение приобретает фигура контролирующего должника лица.
К числу лиц, контролирующих должника, законодателем обоснованно отнесены как физические, так и юридические лица (п. 1 ст. 61.10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве)). Следует отметить, что имеются глубокие исследования, касающиеся возможности признания контролирующими и, соответственно, привлечения к субсидиарной ответственности физических лиц, включая директоров, членов совета директоров, акционеров, участников обществ с ограниченной ответственностью и даже бухгалтеров и юристов организаций. Не менее интересны и научные взгляды относительно признания юридических лиц контролирующими должника.
Вместе с этим можно найти гораздо более редкие упоминания понятия «лицо, контролирующее должника» в отношении таких субъектов гражданского права, как публично-правовые образования, которые названы в ст. 2 и 124 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) как выступающие на равных началах с иными участниками регулируемых гражданским законодательством отношений (физическими и юридическими лицами).
Первым и, пожалуй, единственным специальным крупным исследованием данной проблемы является статья И.С. Шиткиной применительно к ранее действовавшей редакции Закона о банкротстве. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что «…юридических запретов привлечения к имущественной ответственности государства как акционера (участника) не имеется…», а «при наличии оснований (недобросовестного или неразумного поведения, вины, наличия причиненных убытков и причинно-следственной связи между причиненными убытками и противоправным поведением) публично-правовые образования могут быть привлечены к имущественной ответственности как контролирующие лица по правилам, определенным п. 3 ст. 53.1 ГК РФ и п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве».