Дата публикации: 11.10.2024

О возможности признания публично-правовых образований и лиц, выступающих по их специальному поручению, контролирующими должника и привлечении их к субсидиарной ответственности

Аннотация

Одним из центральных правовых понятий несостоятельности (банкротства) как комплексной отрасли законодательства в России является так называемое контролирующее должника лицо, фигурирующее в спорах о привлечении к субсидиарной ответственности в процедурах банкротства. Традиционно в качестве таковых юридическая наука и судебная практика рассматривают физических и юридических лиц, которые могут определять поведение должника в силу юридической или фактической аффилированности с ним. Однако при рассмотрении субъектного состава данного понятия из поля зрения доктрины и практики ускользают публично-правовые образования и лица, выступающие по их специальному поручению в органах управления должником. В связи с этим авторами в настоящей статье анализируется возможность привлечения публично-правовых образований и лиц, выступающих по их специальному поручению, к субсидиарной ответственности в рамках норм Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ходе исследования авторы приходят к выводу о том, что необходимо разграничивать субсидиарную ответственность публично-правовых образований и лиц, выступающих по специальному поручению в органах управления должником. Кроме того, авторами дана негативная оценка возможности привлечения к субсидиарной ответственности лиц, выступающих в органах управления должником по специальному поручению и от имени публично-правовых образований, поскольку отсутствует вина – один из обязательных элементов состава правонарушения. Актуальность статьи состоит в выявлении особенностей привлечения к субсидиарной ответственности лиц, выступающих по специальному поручению от имени публично-правовых образований.




1. Публично-правовые образования как контролирующие должника лица: теоретический взгляд

Отличительной особенностью процедур банкротства в российском праве является наличие так называемых «обособленных споров», в рамках которых выделяются три крупные группы: 1) споры о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности (так называемое конкурсное оспаривание); 2) споры о включении в реестр требований должника и 3) споры о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. В рамках последней категории споров ключевое значение приобретает фигура контролирующего должника лица.

К числу лиц, контролирующих должника, законодателем обоснованно отнесены как физические, так и юридические лица (п. 1 ст. 61.10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве)). Следует отметить, что имеются глубокие исследования, касающиеся возможности признания контролирующими и, соответственно, привлечения к субсидиарной ответственности физических лиц, включая директоров, членов совета директоров, акционеров, участников обществ с ограниченной ответственностью и даже бухгалтеров и юристов организаций. Не менее интересны и научные взгляды относительно признания юридических лиц контролирующими должника.

Вместе с этим можно найти гораздо более редкие упоминания понятия «лицо, контролирующее должника» в отношении таких субъектов гражданского права, как публично-правовые образования, которые названы в ст. 2 и 124 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) как выступающие на равных началах с иными участниками регулируемых гражданским законодательством отношений (физическими и юридическими лицами).

Первым и, пожалуй, единственным специальным крупным исследованием данной проблемы является статья И.С. Шиткиной применительно к ранее действовавшей редакции Закона о банкротстве. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что «…юридических запретов привлечения к имущественной ответственности государства как акционера (участника) не имеется…», а «при наличии оснований (недобросовестного или неразумного поведения, вины, наличия причиненных убытков и причинно-следственной связи между причиненными убытками и противоправным поведением) публично-правовые образования могут быть привлечены к имущественной ответственности как контролирующие лица по правилам, определенным п. 3 ст. 53.1 ГК РФ и п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве».

Список литературы

1. Голубцов В.Г. Особенности имущественной ответственности публично-правовых образований в гражданском праве: общие положения / В.Г. Голубцов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 2 (16). С. 97–110.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1–5 / под редакцией Л.В. Санниковой. Москва : Статут, 2015. 662 с.
3. Гражданское право : учебник для студентов вузов. В 2 томах. Т. 1 / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев, А.А. Иванов [и др.] ; под редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 6-е изд., перераб. и доп. Москва : Проспект, 2002. 773 с.
4. Кантор Н. О государственных органах как юридических лицах публичного права / Н. Кантор // Хозяйство и право. 2005. № 4. С. 53–63.
5. Кутафин О.Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица : монография / О.Е. Кутафин. Москва : Проспект, 2007. 335 с.
6. Пятков Д.В. Гражданская правосубъектность хозяйственных публичных организаций и ее реализация при разграничении собственности : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Д.В. Пятков. Екатеринбург, 1999. 28 с.
7. Смородинов М.В. Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации : автореферат диссертации кандидата юридических наук / М.В. Смородинов. Волгоград, 2002. 24 с.
8. Ходаковский А.П. О возможности признания контролирующим должника лицом юрисконсультов, консультантов по правовым вопросам и адвокатов с целью их привлечения к субсидиарной ответственности в рамках процедуры банкротства / А.П. Ходаковский // Право и эко
9. Шиткина И.С. Имущественная ответственность государства в корпоративных правоотношениях / И.С. Шиткина // Закон. 2017. № 5. С. 171–182.

Остальные статьи